Китай – уникальная страна с богатейшей историей и интереснейшей культурой. Одной из главных составляющих духовной культуры являются религиозные воззрения, сформированные в результате национальных традиций и обычаев.
Китайская религиозная традиция зародилась еще в глубокой древности и продолжает оказывать влияние на общество и по сей день. В Китае можно встретить как элементы древних верований, так и различные мировые религии, которые сосуществуют в этой стране.
Религии Древнего Китая
Самая древняя религия Китая – это культ предков, известный как шэнизм (вера в души предков). Он сформировался из мифов, преданий и легенд, а также из национального почитания даже самых далеких предков.
Шэны – это божества, мифические существа, духи, герои эпоса и самые почитаемые люди каждого рода.
Древняя религия Китая утверждает, что весь мир наполнен духами, которые влияют на все происходящие в природе и обществе процессы.
Во-первых, это духи, обитающие в природных объектах: в луне, звездах, планетах, реках и морях, деревьях, цветах и камнях. По верованиям шэнизма, абсолютно все в природе имеет свою вечную и бессмертную душу, которая продолжает существовать после смерти физического тела.
Во-вторых, это духи, покровительствующие отдельным городам, поселениям и областям, отвечающие за их процветание и благополучие.
В-третьих, это духи, покровительствующие ремеслам и хозяйственной деятельности человека, а также духи – защитники домашнего очага, семьи и деторождения.
В-четвертых, это духи особо почитаемых предков и выдающихся людей, пользующихся всеобщим уважением, по заветам которых следует строить свою жизнь.
Почитание духов предков является важной и неотъемлемой частью китайской национальной культуры и нашло свое отражение в основах многих народных религий Китая. Местом поклонения домашним духам являются могилы, курганы, домашние гробницы или храмы предков.
В почти каждом доме в Китае можно встретить домашний алтарь, где расположены фигурки или изображения, олицетворяющие духов дома и рода. В праздники их украшают цветами и зажигают благовония.
Кроме китайской народной религии, собственные религиозные воззрения существуют и у многих китайских национальных меньшинств. Одной из таких религий является верование Моз, в котором смешаны элементы анимизма, шаманизма, многобожия, а также древние мифологические представления о мире.
До прихода буддизма в некоторых областях Китая существовало движение бон, основателем которого считается мифический персонаж Тонпа Шенраб Мивоче. Приверженцы этого движения охотно восприняли учение Будды, так как догматы этих верований во многом совпадали.
Народ цян, населяющий Сычуань, исповедовал Религию Белого Камня, которая заключалась в поклонении силам природы и стихиям.
Все императорские династии Древнего Китая исповедовали поклонение Небу. Сам император назывался «Сыном Неба», а свою страну китайцы именовали «Поднебесной империей».
Небу приносились жертвы, но делать это могли только представители высшей знати и императорской семьи в крупнейших храмах страны. С исчезновением монархии в Китае эта религия также утратила своё влияние. Историческим и архитектурным памятником, увековечившим традиции поклонения Небу, является Храм Неба в Пекине.
Дао – Вечный Путь
Другая древнейшая религия Китая – это даосизм. Дао – это Вечный Путь, по которому движется каждый живущий на земле. Главная цель последователей даосизма – познать Дао, которое является Непознанным, Космическим и Вселенским принципом, слиться с ним в гармонии и идти по пути благодати и добродетели.
Философия фэн-шуй, набирающая популярность в наши дни, имеет свои корни именно в даосизме. Кроме того, даосизм оказал влияние на развитие различных боевых искусств. Важно помнить, что на Востоке боевые искусства – это не только способ выживания, но и целая морально-этическая философия жизни.
Также из даосизма возникли такие практики, как дыхательная гимнастика, алхимия, астрология и народная медицина. В наши дни многие лекарства были созданы на основе рецептов древних алхимиков и астрологов, исповедующих принципы даосизма.
Учение Конфуция
Особым почтением и уважением в Китае пользуется конфуцианство, которое часто рассматривают как философско-этическую систему, а не как религию.
Эта философия тесно связана с именем китайского мудреца Конфуция, жившего в VI веке до н.э. Вокруг его имени сложилось множество легенд, притч и сказаний. Труды Конфуция были направлены на гармонизацию общественных и социальных отношений в государстве, развитие этических учений и нравственное воспитание граждан. Моральный идеал, к которому все должны стремиться, – это образ Благородного мужа (цзюньцзы), стать которым должен стараться каждый конфуцианец. Благородный муж – человеколюбив, толерантен, сострадателен и снисходителен. Он обладает чувством долга, сыновней почтительностью и уважением к государственной власти.
Некоторые высказывания великого китайского философа, вошедшие в историю: «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде», «Император – отец для своих подданных, а подданные – почтительные сыновья», «Снисходительность – вот слово, опираясь на которое, можно прожить жизнь».
В период правления династии Хань (III век до н.э.) конфуцианство получило статус официальной государственной идеологии, и его учение рассматривали как систему морально-нравственного воспитания граждан. В этом учении особую роль играет почитание старших и уважение предков. Среди почитаемых предков китайцев значится мифический персонаж Хуанди, Желтый Император, который считается праотцом всех китайцев.
Стоит отметить, что сегодня конфуцианство имеет влияние не только в Китае, но и по всему миру. В таких крупных странах, как Великобритания, США, Канада и Австралия, существуют филиалы Институтов Конфуция, посвященных изучению его трудов и распространению его идей.
Первая мировая религия
Буддизм, зародившийся в VI веке до н.э. в Индии, постепенно проник в Китай, распространился по всей стране и оказал огромное влияние на формирование общественного мировоззрения. Изначально буддизм был распространен среди китайской знати, но со временем его идеи стали близки и другим слоям населения.
Буддизм стал одной из первых мировых религий, поскольку его учение предлагает человеку путь самосовершенствования, изменения в лучшую сторону и достижения гармонии с природой и Космосом. Буддизм проповедует аскезу, то есть отказ от чрезмерных земных благ и удовольствий.
Главный постулат буддизма заключается в том, что человек страдает из-за своих неутолимых желаний, и чтобы достичь счастья, нужно научиться освобождаться от этих желаний. В буддизме получили развитие такие практики, как медитация (состояние, близкое к нирване – единению с миром природы и Космосом), йога и дыхательные гимнастики. В буддизме сформулирован один из ключевых нравственных принципов человеческого бытия: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
Будда также проповедовал закон кармы – принцип всемирной справедливости, по которому душа многократно возрождается и перерождается в разные существа в зависимости от совершенных при жизни поступков и нравственного отношения к миру.
Христианство и ислам
Христианство
Христианство впервые появилось в Китае в VII веке, в форме несторианства — одного из ранних течений христианской веры, названного в честь Нестория, патриарха Константинопольского. Несторианство утверждало, что Иисус Христос имел две отдельные природы — божественную и человеческую, что отличало его от других христианских учений того времени.
В 635 году несторианский монах Алопен прибыл в Китай и был тепло принят императором династии Тан Тай-цзуном. Христианство получило поддержку при дворе, и в столице Чанъане (современный Сиань) был построен монастырь. В течение следующего века христианство распространилось среди знати и даже получило признание в некоторых официальных кругах. Наиболее известным свидетельством этого периода является так называемая «Сианьская стела» (781 г.), которая содержит записи о развитии несторианства в Китае.
Однако в 845 году император У-цзун из династии Тан провел масштабные репрессии против иноземных религий, включая даосизм, буддизм и христианство. Император стремился укрепить позиции традиционных китайских верований, таких как конфуцианство и местные культы. В результате христианство практически исчезло из Китая, и его влияние ослабло на многие века.
Ислам
Ислам, одна из самых молодых мировых религий, проник в Китай значительно позже христианства, но также в VII веке. Он пришел в Китай через торговцев и миссионеров, которые следовали по Великому Шелковому пути. Первые мусульманские общины появились в портовых городах Гуанчжоу и Цюаньчжоу, где арабские и персидские купцы оседали и основывали свои общины.
При династии Тан (618–907 гг.) ислам получил относительно мирное признание в Китае. Мусульманские общины росли и укреплялись, благодаря чему ислам начал распространяться на северо-запад страны. С приходом династии Юань (1271–1368 гг.), основанной монголами, ислам получил еще большее распространение. Монгольские правители активно привлекали мусульманских ученых и инженеров, и многие мусульмане занимали важные должности при дворе.
При династии Мин (1368–1644 гг.) ислам продолжил развиваться, хотя в этот период начались более строгие ограничения в отношении религиозных меньшинств. Тем не менее, исламские общины на северо-западе Китая, особенно в Синьцзяне и Нинся, продолжали процветать.
Сегодня ислам играет значительную роль в жизни китайских мусульман, в основном в северо-западных регионах, где сосредоточены этнические меньшинства хуэй и уйгуры. Китайская исламская культура сохраняет свое уникальное сочетание традиций, которые пришли с Ближнего Востока, и местных китайских обычаев, что делает ислам важной частью многообразия религиозной жизни Китая.
Какая религия в Китае в настоящее время
В настоящее время Китай проводит политику официального атеизма, однако в конституции страны провозглашается свобода вероисповедания. В Китае представлены различные мировые религии, включая буддизм, даосизм, ислам, христианство (включая католицизм и протестантизм), а также народные верования, такие как конфуцианство.
Хотя Китай объявляет себя светским государством, религиозные организации и их деятельность строго контролируются государственными органами. Для управления религиозной жизнью в стране созданы национальные ассоциации, такие как Патриотическая католическая ассоциация, которые работают под надзором властей.
В период культурной революции (1966–1976) религиозные практики были практически полностью подавлены, многие храмы, мечети и церкви были закрыты или разрушены, атеизм был провозглашён государственной идеологией. Также усиливался культ личности Мао Цзэдуна, который можно было рассматривать как замену религиозным верованиям.
После 1978 года, в рамках политики реформ и открытости, многие религиозные учреждения были восстановлены, и религиозная жизнь постепенно возобновилась. Тем не менее, религиозная деятельность остаётся под строгим государственным контролем, и свобода вероисповедания в Китае ограничена рядом законодательных и административных мер.