Китай — древняя страна с богатой культурой и уникальной философией. Следует отметить, что ещё Редьярд Киплинг утверждал, что Западу и Востоку никогда не сойтись вместе, настолько они разные. Именно древнекитайская философия наглядно демонстрирует различия в культуре и традициях двух миров.
Кратко о философии Древнего Китая
Для стран Востока китайская философия оказалась таким же катализатором развития мысли и культуры, каким для остального цивилизованного мира была философия Древней Греции.
Основу философии Древнего Китая составлял принцип триединства Вселенной, которая, по мнению китайских философов, включала в себя небо, землю и человека. Вся вселенная состоит из особой энергии, именуемой «Ци», которая, в свою очередь, подразделяется на женское и мужское начала — инь и ян.
Ключевые концепты Инь и Ян
Концепт | Описание |
---|---|
Инь | Женское начало, темное, пассивное, холодное, внутреннее. Символизирует землю, ночь, осень и зиму. |
Ян | Мужское начало, светлое, активное, теплое, внешнее. Символизирует небо, день, весну и лето. |
Взаимодействие Инь и Ян | Инь и Ян являются противоположностями, которые дополняют друг друга и находятся в постоянном движении, создавая гармонию и равновесие. |
Примеры проявления в природе | День и ночь, жара и холод, свет и тьма, покой и движение. |
Применение в медицине | Баланс Инь и Ян используется в традиционной китайской медицине для поддержания здоровья и гармонии в организме. |
Философское значение | Инь и Ян отражают фундаментальный принцип дуализма и взаимодополнения, лежащий в основе китайской философии и мировоззрения. |
Специфика философии Древнего Китая заключается в том, что на заре своего появления представление о действительности и построении мира имело религиозно-мифологическую структуру, а все главные действующие лица представлялись духами и богами зооморфного характера.
Если говорить об особенностях развития философской школы, то самой значимой, в сравнении с другими философскими течениями, особенностью был культ предков, предполагающий признание факта влияния ушедших в мир иной на судьбу живущего поколения. Обязанностью духов была забота о здравствующих.
Вторым отличием является понимание мира как постоянного взаимодействия двух начал — женского и мужского. Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, без разделения на небо и землю. Рождение двух духов — инь и ян, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два начала: небо и землю. Соответственно, ян стал покровителем неба, а инь — покровителем земли. Такое мировоззрение демонстрирует начальные формы натурфилософии.
Для более полного понимания китайской философии следует учитывать, что Китай — это культура, ориентированная на правое полушарие мозга, что предполагает совершенно иное восприятие действительности. Культуры, отличающиеся развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди таких культур даже звуки слышат и воспринимают иначе, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы.
Основные понятия философии Древнего Китая:
Понятие | Определение | Связь с другими философскими концепциями | Примеры из литературы или практики |
---|---|---|---|
Дао | Первоначальный путь, универсальный закон мироздания, основа всего сущего. | Основная идея даосизма, связана с понятием У-вэй. | Дао Дэ Цзин Лао-цзы; путь следования Дао в жизни. |
Инь и Ян | Две противоположные, но взаимодополняющие силы, которые создают равновесие во Вселенной. | Связано с понятием Ци и концепцией баланса в китайской медицине и философии. | Китайская медицина, философия Фэн-Шуй, символика инь-ян. |
Ци | Жизненная энергия, пронизывающая все живое и неживое, источник движения и изменений. | Связано с понятием Дао, важное понятие в китайской медицине и даосизме. | Традиционная китайская медицина, практика цигун. |
Жэнь | Человечность, гуманизм; нравственный идеал поведения человека по отношению к другим. | Центральное понятие конфуцианства, связано с Ли и социальными отношениями. | Конфуцианские тексты; примеры гуманного правления. |
Ли | Ритуалы и нормы, регулирующие общественное поведение, культурные и социальные практики. | Связано с Жэнь, регулирует общественные отношения в рамках конфуцианства. | Ритуалы поклонения предкам, соблюдение социальных норм. |
Фа | Закон, который устанавливает нормы и правила, обязательные для исполнения. | Связано с правлением и законностью, ключевое понятие легизма. | Законодательные тексты периода Воюющих царств. |
У-вэй | Принцип невмешательства, действия в соответствии с естественным ходом вещей. | Основное понятие даосизма, связанное с Дао и принципом естественности. | Невмешательство в правление, пример жизни Лао-цзы. |
Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия
- Холизм, выражающийся в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии.
- Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или полностью отражена в языке. Она постигается только через интуитивное прозрение.
- Символизм. В качестве инструмента для мышления древнекитайская философия использовала синсян, что означает символы и образы.
- Тиянь. Полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только через серьёзный когнитивный акт, включающий в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. В этой схеме главенствующую роль играло нравственное сознание.
Этапы развития философии Древнего Китая:
Период (годы) | Основные философские течения | Важные события | Влияние на общество и культуру |
---|---|---|---|
Шан-Чжоу (1600–256 до н.э.) | Зарождение мифологии, шаманизм | Формирование ранних философских представлений | Формирование основ духовной культуры |
Период Воюющих царств (475–221 до н.э.) | Конфуцианство, даосизм, легизм, моизм | Появление философских школ, конкуренция идей | Закладывание основ для дальнейшего философского развития |
Династия Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) | Конфуцианство как основа государственной идеологии | Институционализация конфуцианства, влияние на политику | Закрепление конфуцианства в обществе, стандартизация этики |
Шесть династий (220–589 н.э.) | Синкретизм, развитие буддизма, даосизма и конфуцианства | Распространение буддизма из Индии, синкретические учения | Слияние различных учений, появление новых синкретических идей |
Династия Тан (618–907 н.э.) | Неоконфуцианство, усиление влияния буддизма | Развитие неоконфуцианства как реакции на буддизм и даосизм | Укрепление этических и философских основ китайской культуры |
Философские школы Древнего Китая
Философия Древнего Китая основывалась на нескольких ключевых учениях, которые сильно повлияли на культуру, общество и политику Китая. Основными философскими школами были:
Конфуцианство — одно из важнейших учений Древнего Китая, которое сегодня является наиболее известным и имеет большое количество последователей. Его основателем считается Конфуций, или Кун Фу-цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. Его философия также касалась управления государством. Конфуций резко отрицательно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Он считал, что правление должно осуществляться на основе личного примера, что побудит людей к осознанию стыда за свои проступки.
Читайте также: Основные идеи конфуцианства
Даосизм — ещё одно значительное учение, также имеющее множество последователей. Его основателем является Лао-цзы. Само понятие Дао означает многогранность, включающую общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао — это всеобщее начало и всеобщий конец. Основное в этом учении заключается в том, что человек должен всю жизнь стремиться к слиянию с Дао, так как только это приведёт к гармонии. В противном случае человека ждут несчастья и гибель.
Читайте также: Основные идеи даосизма
Принципы Конфуцианства и Даосизма:
Принцип | Конфуцианство | Даосизм |
---|---|---|
Основополагающий закон | Человечность (Жэнь), соблюдение моральных норм (Ли) | Дао (Путь) как основополагающий закон Вселенной |
Цель жизни | Достижение гармонии в обществе через совершенствование себя | Слияние с Дао, достижение внутренней гармонии |
Взаимодействие с обществом | Человек как часть общества, важно выполнение социальных обязанностей | Человек должен следовать естественному пути, не вмешиваясь в дела общества |
Отношение к природе | Природа служит человеку, подчинена его нуждам | Природа — высшая сила, которой нужно подчиняться |
Роль ритуалов | Большое внимание ритуалам, которые важны для поддержания порядка | Ритуалы не играют важной роли, важно следовать естественному ходу вещей |
Метод управления | Управление через личный пример, моральное воспитание | Управление через невмешательство (У-вэй) |
Этика и мораль | Следование правилам, уважение к старшим, исполнение долга | Естественность, спонтанность, гармония с природой |
Моизм
Моизм — одно из значимых философских учений Древнего Китая, основанное мыслителем Мо-цзы в V веке до н.э. Это учение отличалось от других китайских философских направлений своей акцентуацией на практическую пользу и коллективное благо. Основной идеей моизма было «всеобщая любовь» (兼爱, jiān’ài) — концепция, предполагающая, что люди должны относиться друг к другу с одинаковой заботой и уважением, независимо от их социального статуса или личных связей. Мо-цзы считал, что только через всеобщую любовь и отказ от агрессии можно достичь гармонии в обществе и предотвратить конфликты.
Моизм также был известен своей критикой роскоши и излишеств. Моисты выступали против затратных ритуалов и строительства монументальных сооружений, считая, что ресурсы лучше направлять на удовлетворение насущных нужд общества. Они также подчеркивали важность меритократии — назначения на должности по заслугам, а не по происхождению или связям. В военной сфере моисты развивали идеи обороны и считали несправедливые войны недопустимыми. Хотя со временем моизм утратил своё влияние и уступил место конфуцианству, его идеи продолжали оказывать влияние на некоторые аспекты китайской культуры и общества.
Моизм был наиболее влиятельным в период примерно с V по III век до н.э., во время так называемого периода Сражающихся царств (475–221 гг. до н.э.). В этот период он активно конкурировал с конфуцианством, даосизмом и другими философскими школами, предлагая свои решения социальных и политических проблем того времени.
Однако его влияние начало снижаться к концу III века до н.э., когда династия Цинь (221–206 гг. до н.э.) объединила Китай и приняла легизм в качестве государственной идеологии. С установлением династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) конфуцианство постепенно стало доминирующим учением, а моизм потерял свое значение и влияние. Таким образом, период наибольшей популярности моизма длился около 200 лет.
Легизм
Легизм (или фацзя) — это одна из древнекитайских философских школ, которая возникла в эпоху Сражающихся царств (475–221 гг. до н. э.). Основными принципами легизма были строгие законы, жесткая дисциплина и сильное государственное управление. Легисты считали, что для поддержания порядка в обществе необходимо жесткое соблюдение законов, а также суровое наказание за их нарушение. Они утверждали, что человеческая природа по своей сути эгоистична, и поэтому люди склонны к нарушению правил, если это приносит выгоду.
Читайте также: Легизм в Древнем Китае
Основные идеи легизма включают:
- Закон (фа, 法): легисты считали, что для эффективного управления обществом необходимы четкие и строгие законы. Эти законы должны быть одинаковыми для всех, вне зависимости от статуса человека.
- Метод (шу, 术): управление должно осуществляться с помощью строгих и эффективных методов, которые включают использование шпионажа, манипуляций и других средств для контроля над чиновниками и населением.
- Власть (ши, 势): важным аспектом управления является концентрация власти в руках правителя, который должен быть сильным и решительным. Легисты верили, что правитель должен быть выше законов и не подчиняться им.
- Наказание и поощрение: легизм подчеркивал важность системы наказаний и вознаграждений для поддержания общественного порядка. За нарушение законов полагались жестокие наказания, а за их соблюдение — вознаграждение.
Одним из самых известных представителей легизма был Хань Фэй-цзы (韩非子), который развил идеи легизма и изложил их в своих трудах. Его взгляды оказали значительное влияние на китайскую политическую мысль и государственное управление.
Легизм сыграл ключевую роль в формировании правовой системы и административного устройства первого объединенного китайского государства — династии Цинь (221–206 гг. до н. э.), которая внедрила жесткие законы и строгий порядок, что помогло объединить Китай, но также привело к быстрому падению династии из-за жестокости и репрессивности их правления.
В отличие от других философских школ, таких как конфуцианство или даосизм, легизм был больше сосредоточен на практических аспектах управления, чем на моральных и этических принципах. Легизм часто критиковался за свою жестокость и цинизм, однако он оставил значительный след в истории Китая и продолжает изучаться как важная часть китайской философии и политической мысли.