Сколько авианосцев у Китая

На вооружении ВМФ КНР стоит два авианосца: «Ляонин» и «Шаньдун». Еще один авианосец, «Фуцзянь», был спущен на воду в июне 2022 года и в настоящее время проходит ходовые испытания. Ожидается, что он будет полностью введен в строй к 2025 году.

Название авианосца Год спуска на воду Год ввода в строй Происхождение Основные характеристики
Ляонин 2002 2012 Советский проект («Варяг») Водоизмещение: 60 000 тонн, длина: 304,5 м, система трамплина для взлёта, истребители J-15
Шаньдун 2017 2019 Китайская постройка на основе «Ляонина» Водоизмещение: 66 000-70 000 тонн, длина: 305 м, система трамплина для взлёта, истребители J-15
Фуцзянь 2022 Ожидается Полностью китайская разработка Водоизмещение: более 80 000 тонн, длина: 320 м, электромагнитная катапульта (EMALS), расширенный авиапарк

Ляонин

История этого авианосца довольно запутана и драматична. В 1985 году в городе Николаеве (тогда входившем в состав УССР) на Черноморском судостроительном заводе началось строительство нового авианесущего крейсера для Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Судно изначально носило название «Рига», но позже было переименовано в «Варяг». По своей конструкции новый корабль практически полностью повторял проект «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», но был его усовершенствованной версией.

Ляонин

Однако в конце 1991 года Советский Союз распался. На тот момент строительство «Варяга» было завершено примерно на 67-68%. Черноморский судостроительный завод оказался на территории независимой Украины, которая не имела средств и интереса для завершения строительства авианосца. Корабль оставался без должного ухода и охраны, и с него были украдены многие ценности и оборудование. В 1998 году было принято решение продать недостроенный авианосец на металлолом. Аукцион выиграла туристическая компания из Макао. Согласно официальному заявлению, покупатели планировали превратить корпус корабля в плавучее казино.

Однако на самом деле за этой сделкой стояло руководство ВМС Китая, которое стремилось заполучить бывший советский авианосец для собственного флота. Перегонка «Варяга» к китайским берегам заняла несколько лет, и в 2002 году корабль наконец прибыл в порт Далянь. Несмотря на длительное пребывание в незавершенном состоянии, основные элементы конструкции и корпуса остались достаточно прочными.

Так как с авианосцем не передавалась техническая документация, китайские инженеры несколько лет изучали корабль и разрабатывали планы по его доработке. Лишь в августе 2011 года модернизация корабля была завершена, и он был официально переименован в «Ляонин». В 2012 году бывший «Варяг» был принят на вооружение ВМС КНР, став первым полноценным авианосцем в составе китайского флота.

Шаньдун

А вот второй авианосец, стоящий на вооружении КНР, «Шаньдун», был построен китайской стороной самостоятельно. Создание этого судна долгое время держалось в секрете, и до общественности доходили лишь отдельные слухи. В 2015 году китайские власти официально подтвердили строительство нового боевого корабля. При проектировании этого авианосца были использованы чертежи «Ляонина», который, в свою очередь, был создан на основе советского проекта «Адмирал Кузнецов». Поэтому новый китайский авианосец по своему внешнему виду и общей конструкции напоминает советское боевое судно.

Проект 001А

Тем не менее, новый корабль имеет ряд усовершенствований по сравнению с «Ляонином». В частности, он обладает увеличенным водоизмещением, удлинённой взлётной палубой и улучшенной авиационной техникой. Однако на «Шаньдуне» использована та же система трамплина для взлёта, а не электромагнитная катапульта, как на более современных авианосцах. Кроме того, была модернизирована электроника и системы управления. Авианосец «Шаньдун» был спущен на воду 26 апреля 2017 года на верфи в Даляне. После завершения строительства и проведения серии испытаний, он был официально передан ВМС Народно-освободительной армии Китая 17 декабря 2019 года.

Одновременно с разработкой и строительством авианосцев в Китае велась работа над новейшими палубными истребителями, которые планируется использовать на обоих авианосцах. Основным самолётом, базирующимся на «Шаньдуне», стал истребитель J-15, являющийся китайской версией Су-33.

Фуцзянь

Фуцзянь — третий авианосец, построенный для ВМС Народно-освободительной армии Китая, и первый авианосец, разработанный и построенный полностью на основе китайских технологий. Его создание стало важным шагом в развитии китайских военно-морских сил и демонстрацией амбиций Китая в области проецирования военной силы на глобальном уровне.

Строительство авианосца началось в 2018 году на верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае. В отличие от предыдущих китайских авианосцев, «Ляонин» и «Шаньдун», которые использовали систему трамплина для взлёта самолётов, «Фуцзянь» оснащён электромагнитной катапультой (EMALS). Это значительное усовершенствование позволяет запускать с авианосца более тяжёлые истребители и самолёты поддержки, а также более эффективно использовать палубное пространство.

Авианосец «Фуцзянь» имеет водоизмещение около 80 000 тонн, что делает его крупнейшим и наиболее продвинутым военным кораблём, построенным в Китае. Он оснащён новейшими системами управления, сенсорами и вооружением, что значительно повышает его боевые возможности по сравнению с предыдущими китайскими авианосцами. Планируется, что он станет флагманом китайского флота и важным инструментом в обеспечении морской безопасности и защиты интересов Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«Фуцзянь» был спущен на воду 17 июня 2022 года. После спуска корабль прошёл этап оснащения и многочисленные морские испытания. Ожидается, что он будет введён в строй в ближайшие несколько лет, что станет очередным важным шагом в реализации долгосрочной стратегии Китая по развитию своих военно-морских сил.

Категории: Разное

Комментарии закрыты