Политическая культура традиционного Китая

Основанная в 221 году до нашей эры, Китайская империя просуществовала около 2132 лет, прежде чем в 1912 году началась новая политическая эпоха, приведшая к созданию Китайской Республики. В течение двух тысячелетий существования империя переживала внутренние войны, иностранные вторжения и оккупации, разрушительные мятежи. Несмотря на эти потрясения, фундаментальные социально-политические и культурные особенности империи оставались целостными. Столь длительное существование империи и её беспрецедентная политическая устойчивость подчеркивают важность изучения политической культуры традиционного Китая, что позволяет извлекать уроки из прошлого и применять успешные решения и сегодня.

Легитимность власти

Политическая легитимность — это крепкая основа для успешного ведения политического процесса. Если в стране высокая политическая легитимность, граждане принимают политический курс и следуют ему. При отсутствии доверия к власти управление возможно лишь через страх. Легитимность власти в Китае основывалась на непоколебимой вере в то, что правитель имеет Мандат Неба. Эта традиционная китайская политическая концепция уходит вглубь веков.

Древняя китайская космология

Для приверженцев христианства существует привычный набор духовных убеждений: существует единый Бог, нравственность чётко разделена на категории, такие как добро и зло. Царство Небесное и земное разделены. Китайская космология, напротив, подразумевает широкий спектр духовных и моральных убеждений.

Китайская религия, в отличие от христианства, не является монотеистической. Китайцы не верят в единого всесильного Бога, но признают высшие духовные силы, целый пантеон второстепенных богов, мифических фигур, героев и духов предков. Боги воспринимались как великие духовные силы, а не как силы природы или физические существа. Моральные ориентиры заключались в соотношении правильного и неправильного и могли изменяться в зависимости от ситуации. Китайская космология определяла все аспекты общества, включая роль императора. Власть императора и его право на управление людьми и территориями подкреплялись космологическим правом Неба. Мандат Неба олицетворял собой симбиоз сил сверхъестественного божественного сообщества, а не одного божества, и был своеобразным азиатским аналогом европейского принципа «божественного права королей». Однако Мандат Неба отличался от божественного права королей некоторыми параметрами.

Мандат Неба: что это такое?

Мандат Неба играет ключевую роль в понимании императорской власти в китайском обществе. Китайское общество всегда характеризовалось сложной сетью взаимоотношений между людьми. Все в жизни имело свою определённую роль, которая объяснялась обязательствами человека перед другими. В основе традиционного уклада жизни стояли семейные ценности. Согласно конфуцианской философии, социальные отношения основывались на почитании родителей. Господь воспринимался как родитель, ответственный за благополучие своих детей, а его земной представитель, император, отвечал за процветание всего Китая. Сам император назывался Сыном Неба — это был серьёзный и ответственный титул. Как Сын Неба, император был обязан соблюдать небесные законы, поддерживать порядок и гармонию между человеческим миром и небом. Именно эта традиционная роль наделяла его властью на земле.

Для выполнения своих правящих обязанностей императору был дан Мандат Неба — своего рода божественный авторитет, дарующий власть над всем Китаем. Согласно традиционной системе отношений, правитель имел власть до тех пор, пока он исполнял свои «родительские» обязанности перед народом, своего рода «сынами». Потеря Мандата Неба, а вместе с ним власти и доверия народа, могла произойти в случае недобросовестного исполнения обязанностей, утраты гармонии в стране или возникновения тирании. В таком случае, Мандат Неба аннулировался и передавался другому претенденту.

Примером такого перехода власти можно считать события конца 19-го века, когда группа мятежников, протестовавшая против новой индустриальной политики императора, утверждала, что они получили Мандат Неба и попытались свергнуть власть. Это движение, известное как Ихэтуаньское, или Боксёрское восстание, потерпело неудачу, и китайцы предположили, что божественный мандат всё ещё находился в руках императрицы Цыси. Однако восстание было жестоко подавлено, а дела империи, ставшей зависимой от иностранных держав, значительно ухудшились.

Признаками потери божественного напутствия в Китае считались стихийные бедствия, наводнения, засухи, голод или пандемии, которые рассматривались как свидетельства того, что император утратил поддержку Неба.

Конфуцианство и политика

Конфуцианские идеи были интегрированы в китайскую политику и общество ещё со времён правления императора Ву из династии Хань, который правил Китаем с 141 года до нашей эры по 87 год до нашей эры. Император Ву был убеждённым последователем конфуцианства и внедрил системы образования и оценки навыков чиновников, которые требовали обязательного знания конфуцианских догм. Те, кто не разделял его мировоззрения, оказывались в маргинальном положении.

Принятие конфуцианских принципов в области образования, государственного управления и политической деятельности позволило опереться на основные постулаты конфуцианства. Конфуцианство поощряло тяжёлый труд, верность, послушание, самодисциплину, социальную стабильность и уважение к власти. К 19 веку подход к политическим воззрениям сместился в сторону неоконфуцианства. В эту идеологию были интегрированы элементы буддийской и даосской религиозной философии. Эта гибридная форма конфуцианства осталась неотъемлемой частью китайского образования и классической политики.

Политическая система Китая в настоящее время

Политическая культура Китая в настоящее время опирается на наследие исторического опыта. На протяжении всего своего существования китайская политика впитывала многочисленные династические правила, идеологические доктрины коммунистических лидеров, духовные ориентиры и религиозные догмы. Во времена правления различных династий политическая культура Китая находилась под значительным влиянием конфуцианских учений и других религиозных воззрений. Люди стремились к гармонии, встраиваясь в предложенную иерархическую систему, формировали политические ориентиры и модернизировали экономику.

Классические политические воззрения Китая, несмотря на значительную модернизацию строя в XX веке, продолжают опираться на культурные ценности страны. Неагрессивное, толерантное отношение к внешней среде при бережном сохранении и последовательном стремлении к традиционным внутренним моральным и этическим ориентирам, а также воздержание от влияния западных культур ведут Китай своим уникальным путём к благополучию и процветанию. Си Цзиньпин, председатель КНР с 2013 года, провозгласил всеобщее стремление к «китайской мечте» и «возрождению китайской нации». Пережив столетие внешних угроз и агрессий, Китай стремится к поддержанию мира и стабильности.

Принцип постепенности

Современная политика Китая, несмотря на её кажущееся стремительное развитие, основывается на принципах, характерных для восточного мышления. Одним из ключевых политических принципов современного Китая является принцип постепенности. Планомерно создавая предпосылки и подготавливая почву на экономическом уровне, общество адаптируется к модернизации. Китай, заботясь о своих гражданах и благополучии страны в целом, интегрируется в мировую политику и экономику, при этом не забывая о поддержании внутриполитической стабильности.

Категории: Культура и традиции

Комментарии закрыты