Политическая культура традиционного Китая

Основанная в 221 году до нашей эры, китайская империя просуществовала 2132 года, прежде чем в 1912 году началась новая политическая эра в форме Китайской Народной Республики. В течении двух тысячелетий существования, империя переживала внутренние войны, иностранные вторжения и оккупации, разрушительные мятежи. Несмотря на жизненные коллизии, фундаментальные социально-политические и культурные особенности империи остались целостными. Столь долгое существование империи и беспрецедентная политическая прочность подчеркивает актуальность изучения политической культуры традиционного Китая, позволяет извлекать уроки из прошлого и применять удачные решения и сегодня.

Легитимность власти

Политическая легитимность – крепкая основа для успешного ведения политического процесса. Если в стране высокая политическая легитимность, то граждане принимают политический курс и следуют ему. При отсутствии доверия к власти, реализовывать управление можно только через страх. Легитимность Китая была основана на непоколебимой вере в то, что правитель имеет мандат Небес. Это традиционная китайская политическая концепция, уходящая вглубь веков.

Древняя китайская космология

Для приверженцев христианства существует некий привычный набор духовных убеждений: есть единый Бог, нравственность чётко подразделяется на категории, такие как, к примеру, добро и зло. Царствие небесное и земное так же разделены. Китайская космология подразумевает довольно широкий спектр духовных и моральных убеждений.

Китайская религия, в отличие от христианства, не монотеистическая. Китайцы не верят в единого всесильного Бога, но верят в высшие духовные силы, в целый пантеон второстепенных богов, мифических фигур, героев и духовных предков. Боги, осознавались в качестве великих духовных сил, а не сил природы или физических созданий. Моральные ориентиры заключались в соотношении правильного и неправильного и могли меняться в зависимости от ситуации. Китайская космология определяла все аспекты общества, в том числе и роль императора. Власть императора, его право на управление людьми и территориями, подкреплялось космологическим правом небес. Мандат Неба, олицетворялся с симбиозом сил сверхъестественного божественного сообщества, а не одного божества. Он является своеобразным азиатским аналогом европейского принципа «божественного права королей». Как и в средневековой Европе, Древнем Египте и других цивилизациях, правители утверждали, что их право на власть было даровано богами. Мандат небес отличается от божественных правы королей некоторыми параметрами.

Так что же такое мандат небес?

Все начинается с роли императора в китайском обществе. Китайское общество характеризовалось взаимоотношениями между людьми. Все в жизни играет определенную роль, которая объясняется обязательствами человека по отношению к другим людям. В основе традиционного уклада жизни стоит семейная ценность. Согласно конфуцианской философии, социальные отношения зиждутся на почитании родителей. Господь — родитель, он ответственен за благополучие своих сынов, а его потомок император – за процветание всего Китая. Сам император назывался не иначе как Сын Неба. Это был серьезный титул. Как Сын, он отвечал за соблюдение небесных законов, за поддержание порядка и гармонию между человеческим миром и небом, что и определяло традиционную роль императора и наделяло его властью на земле.  Для выполнения правящих обязанностей императору был дан мандат Неба, некий божественный авторитет, дарующий власть над всем Китаем. Согласно традиционной системе отношений, правитель имел власть до тех пор, пока он исполняет свои «родительские» обязанности перед своими «сынами». Потеря мандата, а вместе с ним власти и доверия народа была возможна при недобросовестном исполнении руководящих обязанностей, при утрате гармонии в стране или возрастающей тирании. В таком случае, мандат небес аннулировался и передавался кому-то иному.  В конце 19-го века, группа мятежников, протестовавшая против новой индустриальной политики императора, утверждала, что они получили мандат неба и попытались свергнуть власть. Ихэтуаньское, или боксёрское восстание провалилось, а китайцы предположили, что божественный мандат все еще в руках императрицы Цыси. Повстанцев уничтожили, а дела всей империи, ставшей зависимой от стран коалиции значительно, ухудшились. Признаками потери божественного напутствия, при этом являлись стихийные бедствия, наводнения, засухи, голод или пандемии.

Конфуцианство и политика

Конфуцианские идеи были интегрированы в китайскую политику и общество ещё со времен правления императора Ву династии Хань, правившего Китаем с 141 года до рождества Христова по 87 год. Ву был восторженным последователем конфуцианства. Он внедрил системы образования и оценки навыков чиновников, включающие в себя непременное знание конфуцианских догм. Те, кто не разделял его мировоззрения оказывались в маргинальном положении.

Принятие конфуцианских принципов в области образования, государственного управления и политической деятельности дало возможность опереться на основные постулаты. Так, конфуцианство поощряло тяжелый труд, верность, послушание, самодисциплину, предполагало социальную стабильность и уважение к власти. К 19 веку, подход к политическим воззрениям сместился в сторону неоконфуцианства.  В идеологию интегрировались элементы буддийской и даосской религиозной философии. Эта гибридная форма конфуцианства осталась неотъемлемой частью китайского образования и классической политики.

Политическая система Китая в настоящее время

Политическая культура Китая в настоящее время предполагает наследование исторического опыта. На протяжении всего времени своего существования в политику привносились многочисленные династические правила, идеологические доктрины коммунистических вождей, духовные ориентиры, религиозные догмы. Во время правления различных династий, политическая культура находилась в значительной степени под влиянием конфуцианских учений и других религиозных воззрений. Люди хотели достичь гармонии, встраивались в предложенную иерархическую систему, формировали политические ориентиры, модернизировали экономику. Классические политические воззрения Китая, несмотря на кардинальную модернизацию строя в двадцатом веке, опираются на свойственные стране культурные ценности. Неагрессивное, толерантное отношение к внешней среде при бережном сохранении и последовательном стремлении к традиционным внутренним моральным и этическим ориентирам, воздержание от тлетворного влияния западных культур, ведет Китай своим путем к благополучию и процветанию страны. Си Цзиньпин, с 2013 года председатель КНР, провозгласил на территории второй по величине страны континентальной Евразии всеобщее стремление к «китайской мечте» и к «возрождению китайской нации». Пережив столетие внешних угроз и агрессий, Китай стремится к поддержанию мира.

Принцип постепенности

Нынешняя политика Китая, не смотря на своё, казалось бы, стремительное развитие, основывается на принципах, свойственных Востоку. Одним из ключевых политических принципов современного Китая можно считать принцип постепенности. Планомерно создавая предпосылки, подготавливая почву на экономической ниве, социум адаптируется к модернизации. Китай, ратуя за своих граждан и за благополучие страны в целом, интегрируется в мировую политику и экономику, не забывая о внутриполитической стабильности.

Категории: Культура и традиции

Комментарии закрыты