В истории Китая особенно чётко прослеживается определённая цикличность, присущая большинству мировых цивилизаций. Эпохи процветания здесь чередовались с периодами хаоса и разрухи. К середине XIX века растущее в стране напряжение привело к очередному социальному взрыву, который в этот раз был обусловлен не только традиционными внутрикитайскими проблемами, но и принципиально новыми явлениями.
Причины восстания
С 1644 года императорский престол в Китае занимали представители маньчжурской династии Цин, утвердившиеся тут в результате завоеваний. Несмотря на то, что маньчжуры быстро ассимилировались, местное население продолжало воспринимать их как чужаков. Поэтому все последующие социальные волнения проходили под призывами к свержению ненавистных цинских императоров.
Накалялась и обстановка в деревне. Впрочем, социальные трения не были чем-то новым для Китая. Издревле тут сталкивались интересы богатых арендодателей и беднейших низов, причём, последние всегда были источником антиправительственных настроений. Однако социальный протест середины XIX века был связан не только с внутренними явлениями, но и с последствиями Первой Опиумной войны. Принуждение Китая к торговле опиумом с Великобританией привело к оттоку серебра из китайской экономики и инфляции. При этом выплаты населению выдавались дешёвой медной монетой, а повинности взимались исключительно серебром. Этот дисбаланс стал причиной значительного увеличения налогового бремени и роста недовольства.
Открытие новых портов для торговли с иностранцами разгрузило сухопутные торговые пути в южной части страны — в районе Гуандуна. Перевозки стали осуществляться по реке Янцзы, что требовало меньших финансовых затрат и экономило немало времени. В результате многие крестьяне, проживавшие на юге и занимавшиеся транспортировкой товаров, остались без работы и средств к существованию.
Ещё одним обстоятельством, приведшим к крестьянским выступлениям, стали стихийные бедствия, обрушившиеся на Китай в 1840-е годы: два сильнейших наводнения, унесшие жизни 1 млн человек, и неурожай 1849 года.
Протест беднейших слоёв мог бы вылиться в краткую череду разрозненных и бессистемных восстаний, которые правительство подавило бы за считанные месяцы, а то и недели. Но в этот исторически важный момент в крестьянской среде появился весьма амбициозный человек, не только предложивший чёткое идеологическое обоснование для дальнейших выступлений, но и превративший аморфную массу недовольных в организованную, военизированную организацию. Звали его Хун Сюцуань. На основе собственных представлений об устройстве мира и идеальном государстве, он сумел создать настоящие движение, нашедшую множество приверженцев по всей стране.
Учение и деятельность Хун Сюцуаня
Идеи Хун Сюцуаня сочетали как традиционные для Китая мировоззренческие элементы, так и принципиально новые. По сути, это был синтез даосизма, буддизма и конфуцианства, с одной стороны, и христианства, понимаемого на особый манер, с другой.
Главной целью своей деятельности Хун Сюцуань видел создание «государства великого благоденствия», основанного на принципах равенства и братства. Причиной возникшей кризисной ситуации, на его взгляд, была власть маньчжуров — «дьяволов». Для того чтобы вернуть в мир гармонию, нужно ликвидировать помещичий гнёт, начать сотрудничать с западными странами и изгнать «дьяволов». Самого себя Хун Сюцуань называл «Небесным императором» (Heavenly King of Great Peace), ниспосланным на землю свыше, а также младшим братом Христа.
В 1843 году Хун Сюцуань основывает «Общество поклонения небесному владыке» и начинает вести активную пропагандистскую деятельность, переезжая из одной провинции в другую. Достаточно быстро вокруг него складывается широкий круг приверженцев. В основном это были представители беднейших слоёв населения: крестьяне, рабочие и маргиналы, привлечённые идеей обогащения бедных за счёт богатых. Однако под знамена Хунь Сюцуаня вставали и зажиточные люди, недовольные правлением Цин. В результате ему удалось собрать настоящую 30-тысячную армию.
Центром революционного движения стала уединённая деревня Цзинь-Тянь в южной провинции Гуанси. Здесь был разбит настоящий военный лагерь, в котором царила строжайшая дисциплина: под запретом были опио- и табакокурение, алкоголь, половые отношения и азартные игры. Члены «Общества поклонения небесному владыке» призывали к всеобщему равенству, общности имущества, аскезе, ликвидации товарно-денежных отношений, соблюдению десяти христианских заповедей и борьбе с маньчжурами.
Ход событий
Начальный этап революции (1850-53)
Чиновники Гуанси обратили внимание на растущее в их провинции революционное движение только летом 1850 года. Для его ликвидации они создавали вооружённые крестьянские отряды, которые либо не могли оказывать армии тайпинов достойное сопротивление, либо примыкали к повстанцам. В январе 1851, когда армия Хун Сюцуаня окончательно окрепла, было официально объявлено о начале вооружённой борьбы ради свержения старого строя и установления нового. Параллельно было провозглашено образование Небесного Государства великого благоденствия (Тайпин таньго). Был сформирован полноценный государственный аппарат, опиравшийся на армию. Верховным правителем Тайпин таньго — Небесным ваном — объявлялся сам Хун Сюцуань.
Повстанцы громили помещичьи усадьбы, убивали чиновников и их семьи, уничтожали всё, что имело отношение к традиционным китайским религиям: храмы, статуэтки, литературу. Единственно правильным учением объявлялись идеи Хун Сюцуаня, несмотря на то, что сам предводитель движения почерпнул большую часть своих взглядов в древнекитайских религиозных трактатах.
Осенью 1851 года тайпины захватили город Юнъань, где их попыталось блокировать правительственное войско. Однако осада была прорвана, цинской армии был нанесён значительный урон, а повстанцы с боями продвинулись на север. По пути им удалось овладеть Учаном, стратегически важным городом с богатыми оружейными арсеналами. Поскольку тайпины также захватили часть речного флота, стоявшего на реке Янцзы в Центральном Китае, это дало им значительное преимущество в логистике. Река Янцзы обеспечивала быстрый и безопасный путь к Нанкину, древней столице Китая. В результате повстанцы смогли без значительных потерь добраться до Нанкина. После тяжёлой и длительной блокады сопротивление защитников города было сломлено. Нанкин стал столицей Тайпин таньго. С этого момента можно говорить об установлении в Китае двоевластия: революционное правительство в Нанкине и маньчжурское — в Пекине.
Пик революционного движения (1853-1856)
Следующей целью тайпинов было покорение Северного Китая и сердца империи — Пекина. Однако экспедиции, отправляемые к столице, уничтожались цинскими войсками, и руководство Тайпин таньго занялось решением внутренних вопросов.
Население Нанкина было разделено на мужские и женские общины, отношения между которыми пресекались. Эти общины, в свою очередь, подразделялись на профессиональные гильдии, создававшие всё необходимое для жизнеобеспечения нового государства. Деньги были упразднены. Излишками производства и военной добычей распоряжались лидеры Тайпин таньго, быстро отказавшиеся от принципов аскезы и воздержания. Львиную долю богатств они забирали себе, а остальное отправляли в общественные кладовые, откуда любой гражданин мог взять что-то необходимое.
Хун Сюцуань объявил о реформе аграрных отношений в соответствии с разработанной им программой — «Земельная система небесной династии». Согласно ей, частное право ликвидировалось, население страны делилось на сельскохозяйственные общины, бывшие одновременно и военными подразделениями. Общины должны были обеспечивать себя сами, а всё произведённое сверх нормы сдавать государству. Впрочем, на практике эта программа так и не была осуществлена.
Между тем, назревает раскол в тайпинской верхушке. В 1856 году был убит бывший сподвижник Хунь Сюцуаня — Ян Сюцин, предпринявший попытку стать единоличным лидером Тайпин таньго. За этой расправой следует целая череда кровавых событий, итогом которых стало уничтожение не только большинства тайпинских лидеров, некогда поддерживавших Небесного вана, но и 20 тысяч обычных граждан.
Пока руководители тайпинов закатывали пышные пиры, создавали гаремы и расправлялись друг с другом, цинское правительство готовилось к решительным действиям. Во-первых, на местах были организованы хорошо вооружённые отряды самообороны, во главе которых стояли этнические китайцы, во-вторых, для несения военной службы стали использовать европейских наёмников. Англичане оказывают пекинскому правительству активную помощь в подавлении восстания, решив в данной ситуации сделать ставку на цинскую династию. Тайпины, несмотря на их симпатии к европейцам, отказались признавать условия Нанкинского мирного договора, а, следовательно, могли отказаться от сотрудничества с колонизаторами в дальнейшем.
Кризис революционного движения и поражение тайпинов (1856-1864)
Руководство Небесного государства раздирали противоречия. Представители молодого поколения революционеров, понимавшие суть происходивших в мире процессов, например Хун Жэньгань, предлагали комплекс реформ, направленных на оформление в Китае капиталистических отношений: создание банковской системы, развитие промышленности и транспортной сети. Однако все эти проекты так и остались нереализованными. В это время из лагеря тайпинов начинается массовое бегство, репрессии, к которым регулярно прибегали лидеры повстанцев, и радикальный подход к решению вопросов, касающихся частной собственности и вероисповедания, отпугивали все слои населения.
Модернизированное цинское войско начинает одерживать одну победу за другой. В 1862 году вместе со своим войском был взят в плен Ши Дакай — один из старейших сподвижников Хун Сюцуаня. А в начале 1864 года был осаждён Нанкин. В городе начался голод. В данной ситуации обнаружилось полное отсутствие каких-либо военных талантов у Небесного вана, который ранее полагался в тактических вопросах на своих приближённых. После 1856 года не осталось ни одного живого человека, способного повлиять на его решения. Он отверг все возможные варианты прорыва блокады, ожидая, что уцелевшие части некогда огромного войска тайпинов придут ему на помощь. Эти надежды не оправдались, и в начале лета 1864 лидер восстания покончил с собой. Защитники Нанкина смогли продержаться ещё два месяца. В конце июля блокада была прорвана, несколько дней продолжались отчаянные уличные бои, в ходе которых были уничтожены все тайпины. Несмотря на победу цинского правительства, борьба с отдельными отрядами повстанцев, разбросанными по всему Китаю, продолжалась вплоть до 1868 года.
Причины поражения восстания
Несмотря на успех тайпинов на первых этапах революции, восстание было изначально обречено на провал. В 1840-60-е годы помимо тайпинского, в Китае разгорелось ещё несколько крестьянских движений, участники которых желали реставрировать предыдущую династию — Мин, в то время как тайпины хотели поставить во главе государства самого Хун Сюцуаня. Это стало причиной разногласий и не позволило повстанцам выступить единым фронтом против маньчжуров. В это же время начала разлагаться сама тайпинская верхушка.
В ходе восстания повстанцам удалось занять большую часть страны, но они не заботились о том, чтобы удержать за собой эти территории. В провинциях, которые тайпины провозглашали своими, оставался дореволюционный уклад вещей: собственники сохраняли свою землю, помещики продолжали эксплуатацию крестьян, размер налогов практически не сокращался.
Идеология тайпинов так и не привлекла достаточное количество населения. Она несла чуждые для китайцев идеи. Если радикальный передел собственности оттолкнул от тайпинов богатые слои, то религиозный фанатизм и попытка разрушить традиционную систему китайских верований отпугнули от участия в революции простой народ. Кроме того, руководители движения сами не понимали характера изменений, которые происходили в мире и в их стране. Предлагаемое ими государственное устройство было сочетанием утопического коммунизма и восточной деспотии, в то время как все прогрессивные державы входили в эру капитализма. При этом тайпины не понимали и того, что главная причина накалившейся социально-экономической обстановки заключается вовсе не в маньчжурах, которые к тому моменту окончательно приняли китайскую культуру, а в западных колонизаторах. Даже когда последние стали открыто выступать на стороне цинского правительства, тайпины продолжали считать европейцев своими «младшими братьями».
Продолжавшееся 15 лет тайпинское восстание обескровило страну. В ходе гражданской войны, по подсчётам некоторых историков, погибло до 20 млн человек. Хозяйство находилось в упадке, а вмешательство британских войск во внутренние дела Китая усилило колониальную зависимость государства. Движение тайпинов обнажило все проблемы цинской империи, возникшие после крушения китайской самоизоляции, и поставило вопрос о дальнейшем существовании государства в новых условиях.