В 1966 году ведущими политиками Китая был запущен сложный и разрушительный процесс, который историки позже назвали «Культурной революцией». Этот процесс был инициирован Мао Цзэдуном и его сторонниками внутри Коммунистической партии Китая (КПК) с целью закрепления власти и устранения политических противников. Проблемы политического курса и внешних связей Китая обострились на фоне борьбы двух лидеров: Мао Цзэдуна и Лю Шаоци.
Гонения и репрессии. Этап первый
К началу 1960-х годов Мао Цзэдун начал терять влияние в партии из-за своих провальных экономических инициатив, таких как «Большой скачок». В ответ на это и после критики, прозвучавшей в литературе и искусстве, Мао, оправившись от временного ослабления позиций, инициировал Культурную революцию, чтобы восстановить полный контроль. В итоге принятые им меры привели к следующим последствиям:
Май 1966 года. Начались гонения на представителей интеллигенции и традиционной культуры. Банды хунвэйбинов, состоявшие преимущественно из школьников и студентов, расправлялись с теми, кто, по их мнению, был «врагом революции». Вместо того чтобы выявлять врагов в культурной жизни Китая, они разжигали массовые междоусобицы, издеваясь над людьми и унижая их. Количество жертв этих банд исчислялось десятками тысяч, а не миллионами, как иногда утверждается. Многих доводили до самоубийства.
Май 1969 года – сентябрь 1971 года. По всей стране создавались так называемые «Школы рабочих и крестьян», где чиновники и интеллигенция подвергались «перевоспитанию» через труд и обучение коммунистической идеологии. Число людей, сосланных в отдалённые деревни, составило миллионы, хотя точные цифры остаются предметом споров.
Помимо этих внутриполитических шагов, в некоторых регионах, таких как Гуанси, имели место случаи каннибализма. Исследователь Чжэн И в своей работе приводит более 100 реальных случаев каннибализма. Однако эти случаи были региональными эксцессами, а не поддерживаемой «сверху» практикой. Так называемые «банкеты плоти» проводились местными лидерами-коммунистами в контексте классовой борьбы.
Конфликт между СССР и КНР обострял ситуацию не только между странами, но и влиял на внутренние процессы Китая. Мао Цзэдун стремился абсолютизировать свою власть любыми способами. Помимо репрессий, в ходе которых врагом могли признать любого, Мао обратил свой пристальный взгляд на культуру Китая.
После критики пьесы «Разжалование Хай Жуя» (1965), КПК на XI пленуме в 1966 году постановила, что в стране началась «Великая пролетарская культурная революция». Научная и культурная жизнь общества практически остановились. Антикварные и книжные магазины закрывались, распространялись особые танцы и песни, символизирующие абсолютную верность Мао.
Многие дома в городах и деревнях подверглись обыскам. Проверялось наличие запрещённых книг и ценностей, которые затем изымались. Женщин заставляли отказаться от западной одежды и обрезали окрашенные волосы. Изъятые ценности зачастую присваивались самими хунвэйбинами или исчезали бесследно.
Банды «красных» начали враждовать между собой, разделившись на выходцев из интеллигентных семей и бедняков. В деревнях и на окраинах городов стычки между ними нередко переходили в вооружённые конфликты.
В апреле 1969 года на 9-м съезде партии было провозглашено главенство маоистской идеологии, и политиков-оппозиционеров, таких как Лю Шаоци и Дэн Сяопин, осудили.
Школы идейных кадров и насаждение идеи. Этап второй
На втором этапе Культурной революции внутрипартийные разногласия обострились. В марте 1970 года Мао предложил пересмотр конституции, чтобы усилить свою власть, однако Линь Бяо и Чэнь Бода выступили против этой инициативы, за что позже поплатились своими жизнями. Линь Бяо, которого считали преемником Мао, в 1971 году погиб при неясных обстоятельствах, что было связано с попыткой государственного переворота.
В марте 1973 года Дэн Сяопин был восстановлен в должности генерального секретаря. В стране усилились чистки и репрессии, теперь уже охватывающие и армию.
Также было восстановлено некоторое количество профсоюзов, женских и молодёжных движений. Прошла волна реабилитаций партийных работников.
Смерть Мао и «группа четырёх». Этап третий
В октябре 1976 года скончался Мао Цзэдун. После его смерти к власти попыталась прийти «группа четырёх», включавшая Цзян Цин (жену Мао), Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня. Однако вскоре они были арестованы по приказу нового руководства страны, и их обвинили в контрреволюционной деятельности и ошибках в управлении.
Культурная революция формально окончилась в 1976 году, но её разрушительные последствия сказывались на Китае долгие годы. Инициатива ареста «банды четырёх» исходила от партийного руководства во главе с Хуа Гофэном, что стало концом этого трагического периода в истории Китая.
Таблица: основные этапы Культурной революции
Период | Ключевые события | Основные действия/меры | Последствия |
---|---|---|---|
Май 1966 — 1969 | Начало Культурной революции, атаки на интеллигенцию | Создание хунвэйбинов, преследование традиционной культуры | Массовые репрессии, разрушение культурного наследия |
1969 — 1971 | Чистки в партии, усиление контроля Мао | Перевоспитание интеллигенции, насаждение идеологии, чистки в армии | Дальнейшие репрессии, ослабление власти Мао |
1971 — 1976 | Смерть Мао, арест «Банды четырёх», завершение Культурной революции | Усиление контроля, ликвидация оппозиции, арест лидеров после смерти Мао | Конец Культурной революции, начало реформ |
Страшные итоги «культурной революции»
26 октября 1979 года газета «Жэньминь жибао» попыталась обнародовать примерное число жертв Культурной революции. Согласно различным источникам, количество жертв оценивается в миллионы человек, хотя точные цифры остаются предметом споров.
Кроме простых граждан, от репрессий пострадали члены самой компартии. Было репрессировано или убито около 1-3 миллионов человек. На их место Мао набрал новых сторонников, число которых к закату его правления достигло 28 миллионов.
«Хунвэйбины» уничтожили значительную часть культурного наследия Китая. Пострадали реликвии, книги и предметы искусства. Многие храмы и монастыри, особенно в Тибете, были разрушены.
Миллионы обученных специалистов были сосланы в деревни и горные поселения. Маоизм привёл к массовым расправам, репрессиям и классовой борьбе.
Общее разрушительное влияние на страну выразилось в упадке экономики, бездействии полиции, внутриполитических проблемах и озлобленности народа.
Культурная революция нанесла значительный ущерб театральному искусству. На протяжении нескольких лет на сценах театров ставились только пьесы, одобренные женой Мао, другие были запрещены.
Многие исследователи считают, что Культурная революция нанесла урон не только самому Китаю, но и мировому культурному наследию, так как утраченные ценности имели глобальное значение.
Основные последствия Культурной революции:
Сфера | Последствия | Примеры |
---|---|---|
Культура | Разрушение культурного наследия, уничтожение книг, артефактов, разрушение храмов и монастырей | Уничтожение культурных реликвий, книг, разрушение Тибетских храмов |
Образование | Закрытие университетов и школ, преследование учёных и преподавателей, насаждение идеологии Мао | Ссылка интеллигенции в деревни, насильственное перевоспитание, введение политической цензуры |
Экономика | Снижение производительности, экономический упадок, разрушение инфраструктуры | Обострение кризиса в сельском хозяйстве, остановка промышленности |
Политика | Чистки в партии, ослабление её позиций, усиление авторитарного контроля | Удаление Лю Шаоци, Дэн Сяопина, укрепление позиций Мао, арест «Банды четырёх» |
Социальные отношения | Разрушение социальных связей, насаждение атмосферы страха и недоверия, классовая вражда | Массовые репрессии, классовая борьба, распад традиционных семей |
Личные мотивы Мао Цзэдуна
Мао Цзэдун поставил целью создания «нового человека» — бескорыстного элемента в обществе, свободном от прежних устоев. Чтобы достичь этой цели, он стремился искоренить четыре аспекта:
- Старые идеи;
- Прежнюю культуру;
- Старинные обычаи;
- Устоявшиеся привычки.
На их место Мао выдвинул собственные идеи, отражённые в его цитатнике. Борьба за власть, по сути, стала второй целью революции, причём власть единоличную и нетерпящую конкуренции.
Постоянная классовая борьба и равенство вдохновляли Мао больше, чем обогащение и социальные различия. Эти идеи привели к охлаждению отношений между СССР и КНР после смерти Сталина, когда новый советский лидер Хрущёв раскритиковал действия Сталина, что вызвало гнев Мао.
Удалось ли Мао искоренить старое? Возможно, но только на определённое время. В своих попытках насадить новые идеи силой Мао потерпел поражение.
Позитивные веяния этих процессов
Несмотря на убийства и репрессии, некоторые позитивные моменты всё же можно отметить, хотя они кажутся незначительными на фоне общего хаоса. В частности, была введена система базового здравоохранения, известная как «босоногие врачи», которая улучшила доступ к медицинским услугам в сельских районах. Также предпринимались попытки сделать образование более доступным для крестьян и пролетариев, хотя качество образования значительно пострадало из-за идеологизации и репрессий против учёных.
Почему «культурная революция» не удалась?
Анализ исторических фактов показывает, что радикальные изменения, инициированные Мао Цзэдуном, были обречены на провал из-за внутренних противоречий и хаоса, которые они породили. Мао пытался радикально изменить общество, сохраняя при этом полный контроль, что создавало напряжение и неустойчивость. Усиливающаяся борьба внутри партии вынудила его обратиться за поддержкой к военным, чтобы сохранить власть в условиях ослабления партийной поддержки. Однако его идеи стали неэффективными в условиях хаоса и разрушительных последствий революции. В конечном итоге Мао сосредоточился на удержании тотального контроля над народом, несмотря на кризис внутри страны.
«Культурная революция» и Китай сегодня
На сегодняшний день в Китае официально оценивают деятельность Мао Цзэдуна как «правильную на 70% и ошибочную на 30%». Хотя многие радикальные идеи Мао, особенно связанные с Культурной революцией, были отвергнуты, его влияние на современную китайскую политическую систему остаётся значительным. В Китае по-прежнему действует одна правящая партия — Коммунистическая партия Китая, которая фокусируется на обеспечении стабильности и экономического роста. Смутное время Культурной революции давно завершилось, но её события продолжают вызывать множество вопросов. Ясно одно: этот процесс нанёс серьёзный ущерб всем сферам жизни, и хунвэйбины до сих пор считаются «потерянным поколением».
Мао Цзэдун против конфуцианства
Мао был дальновидным политиком и желал создать в КНР культ собственной личности. Однако ему мешала традиционная идеология Китая, особенно культ предков и конфуцианство, которое противоречило его идеям.
Мао критиковал конфуцианство и привлёк к этому преследованию Линь Бяо, обвинив его в приверженности конфуцианским взглядам. При обыске в его доме были обнаружены газетные вырезки с изречениями Конфуция, что использовалось как повод для критики.
Как Мао боролся с конфуцианством? Он предпринял следующие шаги:
- Выпуск брошюр с критикой основных тезисов учения;
- Привлечение газет и журналов для высмеивания конфуцианства и Линь Бяо;
- Организация курсов марксизма и критики конфуцианства в учебных заведениях;
- Принуждение выдающихся деятелей, таких как Фэн Юлань, публично отказаться от неоконфуцианских взглядов.
Мао считал образование пустой тратой времени для большинства, полагая, что все проблемы можно решить насилием. Он был убеждён, что физический труд возвышает человека, а духовная и интеллектуальная деятельность — наоборот, опускает его.
Сегодня однозначная оценка событий Культурной революции затруднительна не только для китайцев, но и для историков других стран, так как в то время происходило слишком много противоречивых процессов.