Древний Китай оставил богатое наследие уникальных произведений искусства. Разные эпохи и династии подарили потомкам неповторимые шедевры, которые по сей день восхищают своим мастерством. Существенную роль в формировании художественных стилей и направлений сыграли самобытная китайская философия и религиозные воззрения. Искусство Древнего Китая весьма своеобразно, самобытно и отличается от культурных традиций других регионов мира, что во многом связано с его географическим положением. Благодаря расположению на краю азиатского континента, с обращением к Тихому океану, китайская культура в значительной степени сохранилась нетронутой. Важным фактором стало и традиционное общественное устройство, которое бережно охранялось от внешних влияний на протяжении тысячелетий. Даже в периоды завоеваний китайцам удавалось сохранить свой образ жизни и уникальное мировоззрение. Их художественные произведения отражают особенности веры и жизненной философии.
Древние китайские скульптуры полны экспрессии и чувств, заключенная в них художественная концепция пробуждает разум, будоражит воображение и создает образы, открывающие путь в особый утонченный мир искусства. Античные скульпторы передали через свои работы черты различных исторических периодов. Например, скульптуры, созданные в период правления династий Цинь и Хань, характеризуются монументальностью, скульптуры династий Вэй и Цзинь — энергичностью и изяществом, а произведения времен Тан и Сун — богатством и утонченностью.
Китайские традиции захоронения
Древние китайские скульптуры были тесно связаны с религиозными практиками, и наиболее яркие примеры их можно встретить в храмах и мавзолеях. Традиция захоронения, зародившаяся в Древнем Китае на закате правления династии Хань, оказала значительное влияние на развитие искусства и вдохновляла архитекторов и скульпторов на протяжении тысячелетий. Надземные и подземные скульптуры, предметы интерьера, фрески, мозаики и декоративные элементы стали неотъемлемой частью погребальных обрядов, отражая стиль и символику правящей династии. Некоторые из этих произведений являются настоящими шедеврами, представляющими особый интерес, поскольку подчеркивают региональные особенности и уникальные черты китайской культуры.
Политическая и социальная культура Китая неоднократно менялась по мере того, как различные этнические группы объединялись в единое государство. Эти перемены сопровождались социальными и политическими потрясениями, что также отражалось в литературе и искусстве того времени. Несмотря на нестабильность, китайское искусство продолжало развиваться и достигло значительных высот в периоды правления династий Хань и Цзинь, когда процветали живопись, скульптура и каллиграфия. Кульминацией этого расцвета стала эпоха династий Суй и Тан.
В погребальных традициях того времени изменились образы и содержание каменных скульптур, украшавших мавзолеи и гробницы. Терракотовые фигуры стали использоваться не только в самих захоронениях, но и вдоль «пути духов» — дороги, ведущей к месту погребения. Особенности каменных скульптурных композиций свидетельствовали о социальном статусе покойного.
Новые материалы и инновационные технологии обработки начали использоваться для создания терракотовых фигурок, помещаемых внутри гробниц. Это привело к появлению глазурованной трехцветной керамики, обожженной при низкой температуре, которая высоко ценится и сегодня. Каменные скульптуры начали украшать путь духов в мавзолеях императоров Северной Сун в период с 960 по 1127 год. В это время расцветает торговля, появляется сословие горожан, меняется общественная мораль, и вновь популярной становится поэтическая драма, сопровождаемая музыкой. Эти изменения вдохновили скульпторов на новые формы и сюжеты. Теперь скульптурами стали украшать свои усыпальницы не только представители знати, но и обычные люди. Терракотовые статуэтки постепенно уступили место глиняным резным фигуркам и предметам интерьера, изображавшим богатство и роскошь дома умершего. Кроме того, сюжеты, посвященные сыновьям, исполняющим свой долг перед родителями, стали важной темой для оформления гробниц глиняными рельефами и каменными скульптурами.
Зодчество эпохи Мин и Цин
Практика установки каменных статуй вдоль «пути духов», ведущего к мавзолею императора, продолжалась и в эпохи Мин и Цин. Эти художественные элементы подчеркивали статус и власть верховного правителя при его жизни. Однако, несмотря на высокое качество материалов и монументальность самих статуй, изображения оставались стереотипными и лишенными живости.
Со временем внутренняя скульптура в усыпальницах стала роскошью, доступной только императорским гробницам. Терракотовые фигурки были обнаружены лишь в захоронениях аристократов и высокопоставленных чиновников, но даже в этих случаях художественное исполнение не отличалось высоким мастерством и не могло соперничать с шедеврами мастеров северных династий, таких как Суй и Тан.
Постепенное исчезновение традиции включения терракотовых фигурок в погребальные обряды связано в основном с изменениями самих ритуалов захоронения. К концу династии Хань, в период ее упадка, захоронения стали менее помпезными. Практика использования нефритовых статуй для императорских погребений прекратилась, и предметы роскоши постепенно исчезли из погребальных обрядов. Изысканно выполненные фигурки, которые ранее украшали гробницы правителей, вышли из моды, что привело к упадку этой традиции.
Скульптуры периода Троецарствия
В период правления Цао династии Вэй наблюдалось снижение интереса к созданию кладбищенской скульптуры. Исследования гробниц в окрестностях города Лоян подтверждают это. Вместо больших групп погребальных статуэток, характерных для предыдущих эпох, здесь встречаются лишь немногочисленные терракотовые фигурки и керамические миниатюры. Также появляются скульптурные композиции, изображающие местных животных.
Гробница Вэй, построенная в 247 году в Лояне, была дополнена двумя миниатюрными терракотовыми статуями: мужчина-слуга и горничная, стоящие с руками, сложенными на груди. Эти композиции выполнены довольно грубо и лишены той живости и рельефности, которые были присущи терракотовым фигуркам более раннего периода Восточной Хань. Фигурки слуг сопровождаются миниатюрными скульптурами пары кур и собаки, выполненными в простых и незамысловатых линиях.
Гробницы У
Погребальные терракотовые фигурки в гробницах царства У, одного из трёх царств, основанного Сунь Цюанем, отличаются сложностью исполнения и наличием региональных особенностей. В этих гробницах часто встречаются глиняные фигурки обнаженных людей, сидящих на корточках — тип скульптуры, отсутствующий в центральных регионах Китая. Эти миниатюры, хотя и выполнены довольно грубо, покрыты голубой глазурью. Четыре такие фигурки были обнаружены при раскопках могильника 262 года в Учан, провинция Хубэй. Каждая из них имеет округлую выпуклость, напоминающую третий глаз, расположенную между бровями, что схоже с изображениями Будды.
В одном из захоронений региона была обнаружена буддийская реликвия: статуя сидящего Будды, окруженная босыми глиняными фигурками. Также интересны скульптуры зверей-хранителей гробниц той эпохи, многие из которых имеют четыре лапы, напоминающие крокодильи, и спины, покрытые чем-то похожим на чешую. В гробницах У также часто встречаются покрытые глазурью терракотовые зооморфные статуэтки. Это небольшие, лаконично выполненные фигурки, изображающие кур, уток, овец, собак и свиней. Среди находок также часто встречаются керамические модели курятников, свинарников, зернохранилищ, жерновов, ступ и печей. Это свидетельствует о процветании сельского хозяйства в дельте реки Янцзы.
Другой тип погребальной скульптуры — урны с «душой» усопшего — также отличается региональными особенностями. Эти урны начали появляться в период царства У и представляли собой сосуды с пятью отверстиями, к которым были приделаны четыре меньших сосуда. На ободах и в верхней части этих емкостей вылеплены миниатюрные здания, крошечные человеческие фигурки, птицы и звери. В средней части композиции изображены бессмертные, волшебные звери, рыбы и черепахи, богато украшенные и выполненные в эскизном стиле. Несмотря на простоту исполнения, эти скульптуры производят живое впечатление своей античной красотой и лаконичностью.
Статуэтки империи Шу
Погребальные терракотовые статуэтки, найденные в гробницах провинции Сычуань, относящихся к периоду царства Шу, напоминают по стилю работы периода Хань. Человеческие фигурки в основном изображают слуг, музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, и танцоров с цветами в волосах. По сравнению с фигурками эпохи Хань, они выполнены с большей простотой как в исполнении, так и в пластике. Наиболее характерные примеры этих работ были найдены именно в Сычуань.
Через пятнадцать лет после основания Западной Цзинь (265-317), когда страна была вновь объединена, простая система захоронения, характерная для периода Вэй, продолжала использоваться, однако появились и новые традиции. С ростом благосостояния в Китае традиция захоронения с глиняными фигурками снова вернулась в моду. Эти фигурки стали дополняться изображениями почетного караула, процессий с повозками, запряженными быками, и лошадями с седлами, что подчеркивало статус и предпочтительный способ передвижения высших слоев общества.
Однако одухотворенные человеческие фигуры, столь характерные для периода Хань, стали более статичными, а изображения лошадей были выполнены с короткими туловищами и толстыми ногами. Домашний скот и птицы также изображались в упрощенной форме. Глиняные фигурки периода Западной Цзинь были грубовато смоделированы и менее детализированы.
Во многих районах Северного Китая обнаруженные скульптуры той эпохи выполнены по единым стандартам, что подтверждает влияние централизации власти на погребальные практики того времени.
Восточная Цзинь (317-420)
Система захоронения и погребальные практики восточных районов Китая с центром в Нанкине были детально изучены в 1970 году. В одной из исследованных гробниц была обнаружена скульптурная композиция, состоящая из четырнадцати человеческих фигур, повозки с быком, ориентированным ко входу в гробницу, и коня с всадником. Все скульптуры были выполнены из серой глины и покрыты белым порошком. Терракотовые скульптуры Восточной Цзинь обычно имели высоту не более 30 сантиметров, и лишь в редких случаях их губы и внешние части щитов окрашивались киноварью. Исключительные образцы достигали 50 сантиметров и были предназначены для королевских мавзолеев.
Несмотря на несовершенство техники резьбы, эти скульптуры обладают высокой художественной ценностью, отражая образы жизни людей, живших в этих районах сотни лет назад. Они предоставляют важную информацию о социальной структуре и культурных традициях Восточной Цзинь, несмотря на их кажущуюся простоту и небольшие размеры.