Скульптура Древнего Китая

Древний Китай оставил богатое наследие уникальных произведений искусства. Разные эпохи и династии радуют потомков своими неповторимыми шедеврами. Немаловажную роль в формировании художественных стилей и направлений сыграли и самобытная китайская философия, и религиозные воззрения. Искусство древнего Китая весьма своеобразно, самостийно и отлично от наследия других регионов мира, в частности, благодаря своему географическому расположению. Благодаря расположению на краю азиатского континента, обращенному к Тихому океану, китайцам удалось сохранить свою культуру в значительной степени нетронутой. Нельзя упускать и традиционный жизненный уклад, бережно охраняемый от влияний внешнего мира тысячелетиями. Даже в периоды завоеваний им удалось пронести сквозь время свой образ жизни и особое мироощущение. Их художественные произведения были прямым отражением особенностей веры и жизненной философии.

Древние китайские скульптуры полны экспрессии и чувств, заложенная в них художественная концепция пробуждает разум, будоражит воображение и рождает образы, ведущие людей к особому тонкому художественному миру. Античные скульпторы смогли донести до нас особенности разных исторических периодов. Так, работы, созданные в период правления династий Цинь и Хань, являются основательными, скульптуры династий Вэй и Цзинь энергичны и изящны, а скульптуры времен Тан и Сун богаты и утонченны.

Китайские традиции захоронения

Древние китайские скульптуры были в основном связаны с религией, и их характерные образчики наиболее часто встречаются в храмах и мавзолеях. Древняя китайская традиция захоронения, возникшая на закате правления династии Хань, предопределила развитие искусства и вдохновляла многочисленных зодчих на протяжении нескольких тысячелетий. Надземные и подземные скульптурные объекты захоронений, предметы интерьера, фрески, мозаики и декоративные изображения стали частью погребальных традиций, призванных подчеркнуть соответствие стилю правящей династии.  Среди них встречаются настоящие произведения искусства, такие как скульптуры, находящиеся внутри древних захоронений и мавзолеев. Они представляют особый интерес, отчасти потому, что подчеркивают некоторые региональные вариации и художественные изюминки, отражающие уникальность народа.

В древние времена политическая и социальная культура Китая неоднократно претерпевала изменения по мере того, как различные этнические группы постепенно переходили от междоусобиц до объединения в единое Китайское государство. На фоне такой социальной и политической неопределенности и в свете многочисленных потрясений жизнь в целом, как видно через призму литературы и искусства, оставалась в состоянии потрясения.

На времена правления династий Хань и Цзинь пришелся настоящий расцвет китайских искусств: живописи, скульптуры и каллиграфии. Пика расцвет культуры достиг во времена Суй и Тан.

Изменились образы и содержание композиций каменных скульптур, украшающих мавзолеи и гробницы.  Терракотовые фигуры стали использоваться в качестве объектов, дополняющих как сами захоронения, так и дорогу, ведущую к ним и называющуюся «путь духов».  Социальный статус погребенного читался в особенностях каменных скульптурных композиций.

Новые материалы и инновационные технологии их обработки стали использоваться для создания терракотовых фигурок, захороненных внутри гробниц. Это вылилось в появление глазурованной трехцветной керамики, запечённой при низкой температуре, которая ценится и по сей день. Ансамбли каменных скульптур появились вдоль пути духов в мавзолеях императоров Северной Сун в период с 960 года по 1127 год. В это же время начинается расцвет торговли, появляется сословие горожан, изменяется общественная мораль, вновь обретает популярность поэтическая драма, разыгрываемая под музыкальное сопровождение. Все это подтолкнуло к новому дыханию и ваятелей. Теперь свои усыпальницы украшали скульптурами даже обычные люди. Терракотовые статуэтки как объекты захоронения стали менее популярными, и появилась новая традиция использовать глиняные резные фигурки и предметы интерьера, отражающие роскошный двор жилища умершего, дополненный фигурами персонажей из юаньской драмы. Сюжеты о сыновьях, исполненных осознанием долга, стали еще одной важной темой для оформления гробниц глиняными рельефами и каменными скульптурами.

Зодчество эпохи Мин и Цин

Практика дополнения пути духов к мавзолею императора каменными статуями продолжилась и во времена династий Мин и Цин. Этот художественное средство демонстрации положения и авторитета верховного правителя при жизни. Несмотря на качество используемого материала и монументальность, запечатлённые сюжеты были стереотипными и безжизненными.

Со временем внутренняя скульптура в усыпальницах стала роскошью, доступной только для императорских гробниц. Терракотовые фигурки были найдены только в захоронениях аристократов и высокопоставленных министров. Даже в них художественная реализация было не слишком впечатляющей, и ее вскоре смогли затмить мастера северных династий Суй и Тан.

Постепенное исчезновение традиции дополнения мест погребения терракотовыми фигурками произошло по большей части из-за изменения в самих погребальных обрядах. Ближе к концу династии Хань, в период ее упадка, умерших хоронили не так помпезно. Некогда популярная практика использования красивых нефритовых статуй императоров закончилась, погребальные предметы роскоши исчезли полностью. Изысканно сделанные фигурки, часто украшавшие гробницы правителей, вышли из моды.

Скульптуры периода Троецарствия

В период правления Цао династии Вэй наблюдалось снижение внимания к кладбищенской скульптуре. Подтверждением чему служат исследование гробниц вокруг города Лоян. Там вместо больших групп погребальных статуэток встречались лишь немногочисленные терракотовые статуэтки и керамические миниатюры. Появляются и скульптурные композиции с местными животными. Гробница Вэй, построенная в 247 году в Лояне, была дополнена двумя миниатюрными терракотовыми статуями: мужчина-слуга и горничная. Оба стоят с руками, сложенными на груди. Композиция довольно грубая. Ей не присущи живость и рельефность, прослеживающиеся в терракотовых фигурках Восточной Хань более раннего периода. Фигурки слуг дополнены миниатюрной парой кур и собакой, выполненных в простых и незамысловатых линиях контура.

Гробницы У

Погребальные терракотовые фигурки в гробницах У, одном из трех царств, основанном Сунь Цюанем, достаточно замысловаты и не лишены региональных особенностей. Глиняные фигурки обнаженных людей, сидящих на корточках, отсутствующие как класс в погребениях центральной части Китая, встречаются часто.  Несколько грубо смоделированные миниатюры были покрыты голубой глазурью. Четыре подобные фигурки были обнаружены при раскопках в могильнике 262 года в Учан провинции Хубэй.  Каждая фигура имеет округлость, олицетворяющую третий глаз, расположенную между бровями, подобно тем, что встречаются в скульптурах и изображениях Будды. Также в одном из захоронений региона была обнаружена буддийская реликвия: статуя сидящего Будды в окружении босых глиняных фигурок.  Интересны и фигуры зверей-хранителей гробницы той же эпохи, у многих из которых по четыре лапы, похожих на крокодильи, и спины, покрытые подобием чешуи. В гробницах У встречается множество покрытых глазурью терракотовых зооморфных статуэток.  В основном это маленькие, лаконичных форм изделия, изображающие кур, уток, овец, собак и свиней. Часто также попадались исследователям керамические курятники, свинарники, зернохранилища, жернова, ступки и печи. Это в первую очередь свидетельствует о процветании сельского хозяйства, развитого в дельте реки Янцзы.

Другой тип погребальной скульптуры – урна с «душой» усопшего – также имеет отличительные региональные особенности. Они стали появляться в период У и представляли собой сосуд с пятью отверстиями, так как к выпуклым бокам основного сосуда были приделаны четыре сосуда поменьше. На ободах и в верхней части пяти емкостей вылеплены здания, крошечные человеческие фигуры, птицы и звери. В средней части этой композиции размещались богато украшенные изображения бессмертных, волшебных зверей, рыб и черепах. Человеческие фигуры и животные эскизно-скульптурные. Кроме набросков черт лица не наблюдалось никаких подробностей. Методы исполнения достаточно просты, но дают довольно живое впечатление об античной красоте и лаконичности.

Статуэтки империи Шу

Погребальные терракотовые статуэтки, найденные при раскопках в гробницах провинции Сычуань периода царства Шу, напоминают творчество периода Хань. Человеческие фигурки в первую очередь представляют собой слуг, музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, и танцоров с цветами в волосах. По сравнению с фигурками эпохи Хань они достаточны просты по исполнению и пластике. Наиболее типичны работы, найденные в Сычуань.

Через пятнадцать лет после основания Западной Цзинь (265-317) вся страна была объединена. Простая система захоронения периода Вэй продолжала практиковаться, но появились и новые традиции. В частности, с ростом благополучия в Китае традиция захоронения погребальных глиняных фигурок с умершим вновь вернулась в моду. Их стали дополнять фигуры почетного караула в процессии с повозками, запряженными быками, лошадьми с седлами, которые наглядно иллюстрируют предпочтительный способ передвижения для высшего сословия.

Одухотворенные человеческие фигуры, столь характерные для Хань, стали статичными, лошади представлены с короткими туловищами и толстыми ногами, а домашний скот и птица и вовсе выполнены упрощенно. Глиняные фигурки Западной Цзинь были грубовато смоделированы.

В многочисленных районах Северного Китая все найденные скульптуры той эпохи выполнены по одним и тем же правилам, что подтверждает исторический факт о централизации власти, оказавшей влияние даже на погребальные практики.

Восточная Цзинь (317-420)

Система захоронения и погребальные практики восточных районов с центром в Нанкине были изучены в 1970 году. Скульптурная композиция состояла из четырнадцати человеческих фигур, повозки с быком, ориентированным ко входу в гробницу, и коня с всадником. Все они были сделаны из серой глины и покрыты белым порошком. Терракотовые скульптуры Восточной Цзинь, как правило, были не выше 30 сантиметров. В редких случаях их губы и внешняя часть щитов были

окрашены киноварью. Исключительные образцы достигали размера 50 сантиметров и предназначались для королевских мавзолеев. Несмотря на несовершенство техники резьбы они представляют высокую художественную ценность и отражают образы жизни людей, живших в этих районах сотни лет назад.

Категории: Культура и традиции

Комментарии закрыты