Садово-парковое искусство Китая

Китай — одна из древнейших цивилизаций мира, с культурным и историческим наследием, уходящим на пять тысячелетий вглубь истории. Китайские сады и парки впечатляют своей многовековой историей и уникальными архитектурными стилями. Китай — большая страна, настолько обширная, что на её территории представлены практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь расположены одни из самых высоких гор в мире, протекают длинные реки, простираются жаркие пустыни, а также имеются многочисленные пастбища, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических джунглей. Большинство населения, однако, проживает в низинных районах юго-востока Китая, где расположены наиболее пригодные для сельского хозяйства земли.

Китайцы рассматривают сады и парки как одно из направлений искусства. При планировании ландшафтных работ они стремятся достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство создания китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая не является буквальной имитацией природного ландшафта, а передаёт его суть и дух. Это своего рода пейзаж, воплощённый в трёх измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после глубокого понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в уникальном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки объединяют национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленными живописными ландшафтами и функциональными постройками. Их цель — создать среду, в которой посетитель сможет ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно включают пагоды, павильоны, террасы, беседки, разнообразный рельеф, обязательным элементом которого является пруд или озеро, дополненное мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных на протяжении веков, делает обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от угла зрения, с которого человек наблюдает за предложенным ландшафтным решением. Именно в этом и заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки делятся на две категории: императорские и частные. Императорские парки отличаются масштабностью и занимают большие территории. К наиболее известным относятся: парк Летнего дворца, расположенный в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэндэ в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай и парк Чжуннаньхай, расположенные к западу от Запретного города.

Парк Чэндэ в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой зоны и живописного парка, который включает озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера составляет 58 гектаров. Островки, мосты и плотины делят водоем на несколько частей разных форм и размеров. В парке также имеются горячие источники, каскады водопадов и ручьи. Этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Он был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цяньлуна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

 

Китайское садово-парковое искусство имеет многовековую историю. Уже в XI веке до нашей эры, во времена династии Западная Чжоу, существовали места, где императоры и знатные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших дней, великий император Цинь Ши Хуанди, основатель династии Цинь, был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он организовал экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой, по преданиям, обитают мифические бессмертные. Хотя бессмертных так и не нашли, идея создания имитации мест их обитания воплотилась в эпоху правления династии Хань.

Создание сада для отдыха могло требовать значительных людских и материальных ресурсов. После того как Цинь Ши Хуанди завоевал шесть других царств, был создан сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, символизирующие святые горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан в Восточно-Китайском море. С тех пор люди начали восхищаться осознанием того, что такие невероятные ландшафты созданы руками человека, и вода и камни стали главными элементами китайского садово-паркового искусства.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династий Цинь, а затем и Хань, на рубеже первых тысячелетий начали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, также возникали в период Южных и Северных династий, продолжая развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея по масштабу и архитектурному совершенству в эпоху династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до наших дней, демонстрируют уникальные решения садово-паркового дизайна тех периодов.

Садово-парковое искусство периода правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династий Вэй и Цзинь обострилась конкуренция среди правящего класса, а царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, наполненный относительно свободными мыслями, мудростью и творческим духом в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к определенному пессимизму. Однако миграция интеллигенции на юг способствовала созданию множества красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение живописных мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. В этот период садово-парковое искусство получило значительное развитие. Проектирование садов стало модным занятием, и эти частные сады по своей художественной задумке не уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма возникла новая форма садово-паркового искусства — дороги к храмам, окруженные живописными ландшафтами.

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политическая ситуация стала значительно стабильнее в период правления династий Сун и Тан. Экономика восстанавливалась, росли города и развивались императорские дворы. Император Вэнь из династии Сун создал сад в городе Дасин, а император Ян — Западный сад в восточной столице Лояне. В эпоху династии Тан наблюдался настоящий бум ландшафтного дизайна. Знать и чиновники гордились своими садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе. В древней книге Ли Гэфэя «Знаменитые сады Лояна» были описаны двадцать четыре королевских сада. Однако после того, как династия Юань завоевала Южную династию Сун, управление Китаем перешло к иностранцам. Этнические и классовые противоречия обострялись, экономика находилась в состоянии стагнации, что привело к отсутствию значительных достижений в области ландшафтного дизайна.

Зрелые периоды садово-паркового искусства династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин, благодаря экономическому подъему и развитию, сады и садово-парковая архитектура получили новый импульс. Нанкин был столицей ранней династии Мин, но император Чэнцзу перенёс столицу в Пекин и начал восстановление города. К середине периода правления династии Мин, с ускоренным развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё более популярным. В этот период возведение садов сосредоточилось главным образом в Пекине, Нанкине и Сучжоу. Сучжоу, благодаря развитому сельскому хозяйству и ремесленному производству, стал одним из самых богатых городов. Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующие Сад скромного чиновника и Сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин — Канси и Цяньлун — оставили не менее значительное наследие в Пекине. Было создано более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин были восстановлены и усовершенствованы. Городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и в дельте реки Чжуцзян также славились своей красотой. Согласно статистическим данным того времени, насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады отражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских принципов. Каждая из этих религий предлагает свои пути к духовной свободе, объединяя их через уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, присутствующих в окружающем мире, что в даосской философии выражается через концепции «инь» и «ян». Например, камни символизируют мужскую силу «ян», тогда как вода — женскую «инь».

Важнейшей особенностью китайского сада является взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии: вода, камень, растения и архитектура. Вода является кровью жизни и живым пульсом земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость, используется в качестве рельефных компонентов, а также в виде мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, и земную твердь, стремящуюся к небесам. В китайских садах нет ничего случайного; каждый растительный элемент наполнен символизмом и ассоциациями. Деревья, кустарники, цветы и водоросли тщательно подбираются, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский смысл.

Свойства растений удачно подчеркиваются благодаря их взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшие веранды приглашают к размышлению, чайные домики манят своей тенью и призывают к неторопливым беседам. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и человек находятся в гармонии. Сады Китая подтверждают щедрость природы и демонстрируют её природные богатства. Их пейзажи включают крутые горы, равнины, спокойные озёра и драматичные водопады.

Символизм растений в китайских садах

Для выражения темы китайского сада подбираются растения, обладающие символическим значением. Лотос, корни которого располагаются в иле водоемов, а цветки достигают поверхности, символизирует духовную свободу. Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, стойкостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива олицетворяют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам». Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация, на протяжении своей долгой истории, проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтами. Эти условия способствовали формированию социальных явлений, культуры и идеологии с уникальными национальными особенностями, что нашло отражение и в садово-парковой культуре, признанной и ценимой по всему миру.

Категории: Культура и традиции

Комментарии закрыты