Музыка Древнего Китая

Жители Древнего Китая уделяли большое внимание музыке, считая её звуки носителями особой силы, способной объединять людей и гармонизировать их жизнь. Музыка воспринималась как средство достижения понимания сути вещей и слияния с миром природных стихий. Считалось, что искусство пения, танцев и игры на музыкальных инструментах было даровано людям богами, которые также создали музыкальные инструменты. Однако дурная и нечистая музыка, по мнению древнекитайских философов, могла негативно влиять на человека. Поэтому было важно следить за тем, чтобы создаваемая музыка соответствовала определённым стандартам. В этой связи около 120 г. до н. э. при дворе династии Хань была создана специальная Музыкальная палата — Юэфу, ответственная за сбор и создание музыки, отвечающей культурным и политическим идеалам времени.

Китайская музыка имеет древние корни, возникшие из культовых песен и религиозных гимнов. Предполагается, что первые традиционные мелодии появились более 5 тысяч лет назад.

Создание ладовой системы китайцы приписывали мифическому персонажу Лин Луню, который, согласно легенде, создал свирель из 12 трубок (люй), настроенных по образцу пения фениксов. Хотя традиционная китайская гамма состоит из пяти нот (пентатоника), некоторые музыканты стремились к более сложным музыкальным системам. Существуют упоминания о разных музыкальных интервалах, хотя идея о 360-нотной гамме, вероятно, является ошибочной интерпретацией или мифом.

Развитая письменность позволила китайским философам и музыкантам оставить после себя множество трактатов на музыкальные темы и нотных записей, благодаря чему сегодня можно исполнять древнекитайские произведения максимально аутентично.

Древнекитайские музыкальные инструменты

Древнекитайские музыканты пользовались большим количеством инструментов:

  • ударных;
  • смычковых;
  • щипковых;
  • духовых.

Многие из них используются и по сей день.

Особую выразительность китайской традиционной музыке придавали многочисленные барабаны, которые могли быть самых разных размеров и изготовлены из различных материалов — глины, металла, древесины, тыкв и бычьих пузырей. Барабанщик в древнекитайском оркестре задавал ритм и нередко выполнял роль дирижера, координируя игру всех музыкантов.

Невозможно представить традиционную китайскую музыку без колокольчиков, которые могли быть громкими и гулкими или тихими и мелодичными. Наиболее распространённым щипковым инструментом в Древнем Китае был гучинь — семиструнный инструмент, олицетворяющий древнюю китайскую мудрость. Также в оркестрах часто использовался гучжэн — китайская цитра. Игра на хуцине, разновидности скрипки с двумя струнами, требовала особого мастерства.

Для китайцев каждый инструмент был не просто средством извлечения звуков, но и символом определённых элементов бытия. Звуки множества инструментов, играющих в унисон, как бы воспроизводили Вселенную в мире музыки.

Символика древнекитайских музыкальных инструментов выглядела следующим образом:

Инструмент Сторона света Время года Материал Природные явления Эмоция
Колокольчики Запад Осень Металл Водоём Ликование
Гучжэн Юг Лето Шёлк Огонь Чистота
Барабан Север Зима Кожа Гром Опасность
Флейта Восток Весна Бамбук Вода Движение

Колокольчики (Запад, Осень, Металл, Водоём, Ликование):

  • Запад ассоциируется с осенью в традиционной китайской культуре.
  • Осень часто связана с металлом в Пяти элементах (У-син).
  • Водоём (вода) может быть противопоставлен металлу, поскольку металл порождает воду в цикле У-син.
  • Ликование может ассоциироваться с колокольчиками, так как их звон нередко вызывает радость.

Гучжэн (Юг, Лето, Шёлк, Огонь, Чистота):

  • Юг ассоциируется с летом и огнём в Пяти элементах.
  • Шёлк традиционно использовался для струн на китайских музыкальных инструментах, таких как гучжэн.
  • Огонь также может символизировать чистоту или очищение, что связано с эмоциональной чистотой.

Барабан (Север, Зима, Кожа, Гром, Опасность):

  • Север ассоциируется с зимой и холодом.
  • Кожа является традиционным материалом для изготовления барабанов.
  • Гром символизирует мощь и иногда опасность, что хорошо сочетается с барабанным боем.
  • Опасность — естественная ассоциация с громом и ударными инструментами.

Флейта (Восток, Весна, Бамбук, Вода, Движение):

  • Восток ассоциируется с весной и обновлением.
  • Бамбук — традиционный материал для изготовления флейт.
  • Вода связана с движением и изменением, как и весна с новым началом.
  • Движение — эмоция, которая может ассоциироваться с лёгким звуком флейты и текучестью воды.

Музыка и философия

В Древнем Китае музыка была не просто искусством, но и важным философским инструментом, отражающим космический порядок и гармонию природы. В основе китайской философии лежат учения о гармонии инь и ян и пяти элементах (вода, огонь, дерево, металл, земля). Эти концепции находили своё выражение и в музыке, которая считалась воплощением единства и равновесия между противоположными силами.

Конфуций и музыка: Великий китайский философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) придавал музыке особое значение. Он считал, что музыка играет ключевую роль в воспитании нравственных качеств человека и поддержании общественного порядка. По его мнению, правильная музыка могла возвышать душу, укреплять мораль и способствовать гармонии в обществе. Конфуций говорил: «Музыка обладает способностью соединять сердца и души людей, она делает людей благородными». Важное место в конфуцианской философии занимала идея о том, что музыка должна отражать добродетель правителя и способствовать процветанию государства.

Музыка и космический порядок: в китайской музыкальной теории интервалам и тональностям придавалось глубокое символическое значение. Пентатоническая гамма, состоящая из пяти нот, ассоциировалась с пятью элементами, которые, в свою очередь, символизировали различные аспекты природного и человеческого существования. Эта связь подчеркивала, что музыка, как и сама природа, подчиняется законам гармонии и взаимодействия противоположных сил.

Музыка и ритуалы: музыка играла центральную роль в религиозных и государственных ритуалах, где она использовалась для создания атмосферы, способствующей сосредоточенности и духовному подъему. Через музыку ритуалы приобретали особую значимость, символизируя единство небесного и земного миров. В этом контексте музыка воспринималась как мост между человеком и божественным, способный обеспечить гармонию и порядок во вселенной.

Таким образом, в Древнем Китае музыка и философия были неразрывно связаны. Музыка не только украшала жизнь, но и служила важным средством познания мира, воспитания и поддержания социальной гармонии. Она была способом выражения глубинных философских идей и важным элементом культурного наследия, который до сих пор оказывает влияние на современную китайскую культуру.

Категории: Культура и традиции

Комментарии закрыты