Древнекитайские музыкальные инструменты
Древнекитайские музыканты пользовались большим количеством инструментов:
- ударных;
- смычковых;
- щипковых;
- духовых.
Многие из них используются и по сей день.
Особую выразительность китайской традиционной музыке придавали многочисленные барабаны, которые могли быть самых разных размеров и изготовлены из различных материалов — глины, металла, древесины, тыкв и бычьих пузырей. Барабанщик в древнекитайском оркестре задавал ритм и нередко выполнял роль дирижера, координируя игру всех музыкантов.
Невозможно представить традиционную китайскую музыку без колокольчиков, которые могли быть громкими и гулкими или тихими и мелодичными. Наиболее распространённым щипковым инструментом в Древнем Китае был гучинь — семиструнный инструмент, олицетворяющий древнюю китайскую мудрость. Также в оркестрах часто использовался гучжэн — китайская цитра. Игра на хуцине, разновидности скрипки с двумя струнами, требовала особого мастерства.
Для китайцев каждый инструмент был не просто средством извлечения звуков, но и символом определённых элементов бытия. Звуки множества инструментов, играющих в унисон, как бы воспроизводили Вселенную в мире музыки.
Символика древнекитайских музыкальных инструментов выглядела следующим образом:
Инструмент | Сторона света | Время года | Материал | Природные явления | Эмоция |
Колокольчики | Запад | Осень | Металл | Водоём | Ликование |
Гучжэн | Юг | Лето | Шёлк | Огонь | Чистота |
Барабан | Север | Зима | Кожа | Гром | Опасность |
Флейта | Восток | Весна | Бамбук | Вода | Движение |
Колокольчики (Запад, Осень, Металл, Водоём, Ликование):
- Запад ассоциируется с осенью в традиционной китайской культуре.
- Осень часто связана с металлом в Пяти элементах (У-син).
- Водоём (вода) может быть противопоставлен металлу, поскольку металл порождает воду в цикле У-син.
- Ликование может ассоциироваться с колокольчиками, так как их звон нередко вызывает радость.
Гучжэн (Юг, Лето, Шёлк, Огонь, Чистота):
- Юг ассоциируется с летом и огнём в Пяти элементах.
- Шёлк традиционно использовался для струн на китайских музыкальных инструментах, таких как гучжэн.
- Огонь также может символизировать чистоту или очищение, что связано с эмоциональной чистотой.
Барабан (Север, Зима, Кожа, Гром, Опасность):
- Север ассоциируется с зимой и холодом.
- Кожа является традиционным материалом для изготовления барабанов.
- Гром символизирует мощь и иногда опасность, что хорошо сочетается с барабанным боем.
- Опасность — естественная ассоциация с громом и ударными инструментами.
Флейта (Восток, Весна, Бамбук, Вода, Движение):
- Восток ассоциируется с весной и обновлением.
- Бамбук — традиционный материал для изготовления флейт.
- Вода связана с движением и изменением, как и весна с новым началом.
- Движение — эмоция, которая может ассоциироваться с лёгким звуком флейты и текучестью воды.
Музыка и философия
В Древнем Китае музыка была не просто искусством, но и важным философским инструментом, отражающим космический порядок и гармонию природы. В основе китайской философии лежат учения о гармонии инь и ян и пяти элементах (вода, огонь, дерево, металл, земля). Эти концепции находили своё выражение и в музыке, которая считалась воплощением единства и равновесия между противоположными силами.
Конфуций и музыка: Великий китайский философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) придавал музыке особое значение. Он считал, что музыка играет ключевую роль в воспитании нравственных качеств человека и поддержании общественного порядка. По его мнению, правильная музыка могла возвышать душу, укреплять мораль и способствовать гармонии в обществе. Конфуций говорил: «Музыка обладает способностью соединять сердца и души людей, она делает людей благородными». Важное место в конфуцианской философии занимала идея о том, что музыка должна отражать добродетель правителя и способствовать процветанию государства.
Музыка и космический порядок: в китайской музыкальной теории интервалам и тональностям придавалось глубокое символическое значение. Пентатоническая гамма, состоящая из пяти нот, ассоциировалась с пятью элементами, которые, в свою очередь, символизировали различные аспекты природного и человеческого существования. Эта связь подчеркивала, что музыка, как и сама природа, подчиняется законам гармонии и взаимодействия противоположных сил.
Музыка и ритуалы: музыка играла центральную роль в религиозных и государственных ритуалах, где она использовалась для создания атмосферы, способствующей сосредоточенности и духовному подъему. Через музыку ритуалы приобретали особую значимость, символизируя единство небесного и земного миров. В этом контексте музыка воспринималась как мост между человеком и божественным, способный обеспечить гармонию и порядок во вселенной.
Таким образом, в Древнем Китае музыка и философия были неразрывно связаны. Музыка не только украшала жизнь, но и служила важным средством познания мира, воспитания и поддержания социальной гармонии. Она была способом выражения глубинных философских идей и важным элементом культурного наследия, который до сих пор оказывает влияние на современную китайскую культуру.