Цивилизация Древнего Китая зародилась около 7–5 тысяч лет назад в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ, на востоке Азиатского материка, и долгое время находилась в относительной изоляции от влияния других культур.
Эта цивилизация развивалась быстрыми темпами и достигла высокого уровня развития еще до начала I тысячелетия до н.э. Именно Китай подарил миру такие важные изобретения, как порох, шелк, осадные орудия и компас.
Всемирно известно учение выдающегося китайского философа Конфуция, которое стало основой государственной идеологии, философии и этического учения для многих поколений китайцев.
Однако, если о конфуцианстве или даосизме — религиозном учении о вечном пути к совершенству — знают многие, то о легизме слышали немногие. Сегодня мы расскажем об этом философском учении и его особенностях.
Национальные древние религии Китая
На заре цивилизации все религиозные учения были тесно связаны с мифологией и стремились объяснить происхождение Земли и человечества в целом. Первые религиозные представления включали шаманизм, тотемизм и анимизм. Люди верили, что все живые существа и силы природы обладают душой. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.
Почитались души предков, которых считали защитниками и советниками ныне живущих. Жрецы и шаманы, передававшие волю богов и способные с помощью ритуалов испросить у богов исполнения желаний, пользовались огромным уважением в обществе.
Зарождение конфуцианства
В VI веке до н.э. в Китае жил великий мыслитель Конфуций, чье имя и учение вызывают уважение и в наше время. Его учение нельзя назвать религией в привычном смысле, но это философско-этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе, как между людьми, так и между правителем и его подданными.
Конфуций считал, что мудрый правитель должен вести себя, как снисходительный отец по отношению к своим подданным, а те, в свою очередь, должны подчиняться ему с уважением и любовью.
Главными этическими ценностями он считал снисходительность и взаимное уважение. На основе этих понятий, по мнению Конфуция, должны строиться взаимоотношения, что приведет к гармонии и порядку в обществе. Добродетель, по Конфуцию, заключается в человеколюбии, уважении к родителям и старшим, а также к сановникам, чувстве долга и соблюдении ритуалов.
Спустя 300 лет после смерти великого мыслителя конфуцианство стало государственной идеологией и распространилось далеко за пределы Китая.
Читайте также: Основные идеи конфуцианства
Дао — вечный путь
Основателем учения даосизма считается легендарный Лао-цзы, который, согласно преданию, был учителем Конфуция и жил в Китае в VI веке до н.э.
Понятие дао означает вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и верховных владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, как и наша жизнь, которая находится в постоянном движении. Вечный путь представляет собой вселенскую справедливость и гармонию, символ добра и счастья. В контексте дао все люди равны: нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых — все находятся в одинаковом положении.
Человек движется по правильному пути, но не меняет свою жизнь сам. Один из ключевых принципов даосизма — это принцип недеяния (у-вэй), который подразумевает отсутствие активного вмешательства и практической деятельности.
Все, что создается человеком, как материальное, так и духовное, считается противоестественным и противоречащим законам вечного пути.
Читайте также: Основные идеи даосизма
Что такое легизм?
Легизм — одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, также известное как «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, который был правителем области Шан в IV веке до н.э.
Основным вопросом школы легистов было правильное управление государством. Философы считали, что политика и мораль несовместимы; в идеальном государстве должно быть два основных метода управления — поощрение и наказание граждан.
Господствующей идеей школы легистов было полное равенство всех людей перед законом, властью и даже перед богами. Они утверждали, что титулы и чины должны присуждаться не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром, в то время как глупый аристократ должен был лишиться всех званий.
Главный тезис легизма — это полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила — верховный правитель, которому подчиняется все сущее. Единственным верным наказанием для инакомыслящих легисты считали смертную казнь.
Идеи философской школы легизма
Поскольку все люди рождены равными перед законом, властью и богами, то заслуживает награды прежде всего тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.
Добиться успеха в политической деятельности можно через образование и точные расчеты.
В своей деятельности необходимо умело сочетать опыт древних правителей с современными требованиями.
Поскольку политика и экономика тесно связаны, умный министр должен изучать экономическое положение всех слоев населения без исключения, а затем на основе полученных данных проводить политические реформы.
Вся полнота власти сосредоточена в руках верховного правителя; наместники лишь подчиняются ему и не имеют полномочий для самостоятельного управления. «Мудрый правитель не сеет смуту, а устанавливает порядок с помощью закона и сильной власти».
Для обеспечения представительства богатых и знатных людей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.
Главная и единственная задача каждого чиновника — полное подчинение верховной власти.
Для всей Поднебесной империи должны быть установлены единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.
Идеальное государство охраняет свои законы с помощью силовых структур.
Каждое правонарушение должно быть наказано, причем основное наказание — смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.
Главная задача власти — объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.
Более поздние философы-теоретики легизма отказались от некоторых крайних идей и сблизили легизм с существующими философскими учениями, такими как конфуцианство и даосизм.
Основные принципы легизма:
Принцип | Описание | Пример из истории |
---|---|---|
Закон как высшая сила | Законы должны быть четкими и обязательными для всех граждан без исключения. Законы являются высшим авторитетом в государстве. | Шан Ян установил строгие законы и правила, которые должны были соблюдать все жители государства Цинь. |
Необходимость строгих наказаний | Наказания за нарушения должны быть суровыми, чтобы удерживать граждан от преступлений и обеспечивать порядок. | В период династии Цинь, законы предусматривали жесткие наказания, включая смертную казнь, даже за незначительные правонарушения. |
Централизация власти | Вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, который должен иметь абсолютный контроль над всеми аспектами государства. | Ши Хуанди, первый император Цинь, сосредоточил всю власть в своих руках и установил строгий контроль над правительственными чиновниками. |
Равенство перед законом | Все граждане, независимо от происхождения или положения, должны быть равны перед законом и подчиняться установленным правилам. | В правление династии Цинь все граждане, независимо от происхождения, подчинялись строгим законам. |
Отсутствие морально-этических критериев | Моральные и этические нормы не должны влиять на управление государством. Главное — соблюдение законов и поддержание порядка. | Легисты отвергали идеи конфуцианства о морально-этических ценностях, фокусируясь исключительно на управлении через законы. |
Принцип недоверия | Правитель должен проявлять недоверие к своим подданным, полагая, что они могут злоупотреблять властью или пытаться изменить существующий порядок. | Правители, следовавшие легизму, часто выражали недоверие к своим министрам и гражданам, подозревая их в нелояльности. |
Формализация всех аспектов управления | Все аспекты управления должны быть формализованы и закреплены в законах, чтобы исключить произвол и субъективизм. | Все правовые нормы были тщательно регламентированы, что исключало возможность произвольных решений со стороны чиновников. |
Теоретики легизма
Шэнь Бухай — один из основоположников легизма, чьи идеи приближены к теории Конфуция. Он разработал свою концепцию правильного управления огромным государством и взаимоотношений между властью и подданными.
Гуань Чжун — сторонник тотального контроля со стороны власти над всеми аспектами жизни общества, но при этом поддерживал идею целенаправленной государственной помощи беднейшим слоям населения.
Шан Ян — правитель провинции Шан, приверженец милитаризма, который сумел создать сильную армию, внушавшую страх соседним странам. Он активно поддерживал ремесленников и стремился развивать сельское хозяйство. В то же время он умело пополнял государственную казну за счет имущества богатых купцов, которых превращал в рабов и лишал собственности. Шан Ян отстранял аристократию, не занимающую военные посты, от управления государством.
Вэй Ляо-цзы — сторонник гуманности и милосердия в управлении государством, поддерживал конфуцианство и стремился распространить учение Конфуция среди широких масс. Однако он также выступал за превращение страны в военную базу и предлагал запретить все ремесла, не связанные с военным делом.
Принц Фань Хэй — приверженец даосизма, считал, что необходимо просто плыть по течению, не пытаясь изменить ход событий. Идеальное государство, по его мнению, не вмешивается в дела своих граждан, а граждане не стремятся вмешиваться в политику государства.
К III веку до н.э. легизм настолько слился с существующими морально-этическими учениями, что утратил свою самостоятельность.
Последствия следованию учению легизма
Признание школы законников и её внедрение в систему управления позволили Китаю значительно укрепить свой авторитет в международных отношениях и начать расширять свои территории.
Однако это привело к усилению эксплуатации простого народа, крайней деспотичности власти, закабалению крестьян и усилению репрессий, сопровождавшихся массовыми казнями.
Из-за того, что в обществе утвердились страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля и внедрить в учение морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность.
Постепенно легизм как философское учение утратил своё значение, и уже в I веке до н.э. на его место пришло конфуцианство. Моизм со временем также потерял своё влияние на формирование общественной мысли. Даосизм продолжал существовать, хотя и частично уступил позиции конфуцианству, но сохранил своё влияние в культуре и философии Китая. Влияние буддизма на китайскую философию начало проявляться позднее, начиная с I века н.э.
Основные исторические события, связанные с легизмом
Событие | Год | Влияние легизма |
---|---|---|
Реформы Шан Яна | 356–338 гг. до н.э. | Реформы Шан Яна значительно усилили государство Цинь, что позволило ему стать ведущей силой в Китае. |
Восхождение династии Цинь | 221 г. до н.э. | Легизм стал основой для политики династии Цинь, что привело к её быстрому возвышению и объединению Китая. |
Централизация власти при Ши Хуанди | 221 г. до н.э. | Ши Хуанди использовал принципы легизма для жесткой централизации власти и установления авторитарного режима. |
Установление законов династии Цинь | 221–206 гг. до н.э. | Законодательные реформы Цинь, основанные на легизме, способствовали укреплению государства, но также привели к жестокости и массовым репрессиям. |
Падение династии Цинь | 206 г. до н.э. | Падение династии Цинь было связано с чрезмерной жестокостью и репрессиями, вызванными следованием легистским принципам. |
Интеграция легизма с конфуцианством | III век до н.э. | Легизм постепенно сливался с конфуцианством, что привело к смягчению его радикальных идей и интеграции в государственную идеологию. |