Легизм в Древнем Китае (школа законников)

Цивилизация Древнего Китая зародилась около 7–5 тысяч лет назад в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ, на востоке Азиатского материка, и долгое время находилась в относительной изоляции от влияния других культур.

Эта цивилизация развивалась быстрыми темпами и достигла высокого уровня развития еще до начала I тысячелетия до н.э. Именно Китай подарил миру такие важные изобретения, как порох, шелк, осадные орудия и компас.

Всемирно известно учение выдающегося китайского философа Конфуция, которое стало основой государственной идеологии, философии и этического учения для многих поколений китайцев.

Однако, если о конфуцианстве или даосизме — религиозном учении о вечном пути к совершенству — знают многие, то о легизме слышали немногие. Сегодня мы расскажем об этом философском учении и его особенностях.

Национальные древние религии Китая

На заре цивилизации все религиозные учения были тесно связаны с мифологией и стремились объяснить происхождение Земли и человечества в целом. Первые религиозные представления включали шаманизм, тотемизм и анимизм. Люди верили, что все живые существа и силы природы обладают душой. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.

Почитались души предков, которых считали защитниками и советниками ныне живущих. Жрецы и шаманы, передававшие волю богов и способные с помощью ритуалов испросить у богов исполнения желаний, пользовались огромным уважением в обществе.

Зарождение конфуцианства

В VI веке до н.э. в Китае жил великий мыслитель Конфуций, чье имя и учение вызывают уважение и в наше время. Его учение нельзя назвать религией в привычном смысле, но это философско-этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе, как между людьми, так и между правителем и его подданными.

Конфуций считал, что мудрый правитель должен вести себя, как снисходительный отец по отношению к своим подданным, а те, в свою очередь, должны подчиняться ему с уважением и любовью.

Главными этическими ценностями он считал снисходительность и взаимное уважение. На основе этих понятий, по мнению Конфуция, должны строиться взаимоотношения, что приведет к гармонии и порядку в обществе. Добродетель, по Конфуцию, заключается в человеколюбии, уважении к родителям и старшим, а также к сановникам, чувстве долга и соблюдении ритуалов.

Спустя 300 лет после смерти великого мыслителя конфуцианство стало государственной идеологией и распространилось далеко за пределы Китая.

Читайте также: Основные идеи конфуцианства 

Дао  — вечный путь

Основателем учения даосизма считается легендарный Лао-цзы, который, согласно преданию, был учителем Конфуция и жил в Китае в VI веке до н.э.

Понятие дао означает вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и верховных владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, как и наша жизнь, которая находится в постоянном движении. Вечный путь представляет собой вселенскую справедливость и гармонию, символ добра и счастья. В контексте дао все люди равны: нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых — все находятся в одинаковом положении.

Человек движется по правильному пути, но не меняет свою жизнь сам. Один из ключевых принципов даосизма — это принцип недеяния (у-вэй), который подразумевает отсутствие активного вмешательства и практической деятельности.

Все, что создается человеком, как материальное, так и духовное, считается противоестественным и противоречащим законам вечного пути.

Читайте также: Основные идеи даосизма

Что такое легизм?

Легизм — одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, также известное как «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, который был правителем области Шан в IV веке до н.э.

Основным вопросом школы легистов было правильное управление государством. Философы считали, что политика и мораль несовместимы; в идеальном государстве должно быть два основных метода управления — поощрение и наказание граждан.

Господствующей идеей школы легистов было полное равенство всех людей перед законом, властью и даже перед богами. Они утверждали, что титулы и чины должны присуждаться не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром, в то время как глупый аристократ должен был лишиться всех званий.

Главный тезис легизма — это полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила — верховный правитель, которому подчиняется все сущее. Единственным верным наказанием для инакомыслящих легисты считали смертную казнь.

Идеи философской школы легизма

Поскольку все люди рождены равными перед законом, властью и богами, то заслуживает награды прежде всего тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.

Добиться успеха в политической деятельности можно через образование и точные расчеты.

В своей деятельности необходимо умело сочетать опыт древних правителей с современными требованиями.

Поскольку политика и экономика тесно связаны, умный министр должен изучать экономическое положение всех слоев населения без исключения, а затем на основе полученных данных проводить политические реформы.

Вся полнота власти сосредоточена в руках верховного правителя; наместники лишь подчиняются ему и не имеют полномочий для самостоятельного управления. «Мудрый правитель не сеет смуту, а устанавливает порядок с помощью закона и сильной власти».

Для обеспечения представительства богатых и знатных людей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.

Главная и единственная задача каждого чиновника — полное подчинение верховной власти.

Для всей Поднебесной империи должны быть установлены единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.

Идеальное государство охраняет свои законы с помощью силовых структур.

Каждое правонарушение должно быть наказано, причем основное наказание — смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.

Главная задача власти — объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.

Более поздние философы-теоретики легизма отказались от некоторых крайних идей и сблизили легизм с существующими философскими учениями, такими как конфуцианство и даосизм.

Основные принципы легизма:

Принцип Описание Пример из истории
Закон как высшая сила Законы должны быть четкими и обязательными для всех граждан без исключения. Законы являются высшим авторитетом в государстве. Шан Ян установил строгие законы и правила, которые должны были соблюдать все жители государства Цинь.
Необходимость строгих наказаний Наказания за нарушения должны быть суровыми, чтобы удерживать граждан от преступлений и обеспечивать порядок. В период династии Цинь, законы предусматривали жесткие наказания, включая смертную казнь, даже за незначительные правонарушения.
Централизация власти Вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, который должен иметь абсолютный контроль над всеми аспектами государства. Ши Хуанди, первый император Цинь, сосредоточил всю власть в своих руках и установил строгий контроль над правительственными чиновниками.
Равенство перед законом Все граждане, независимо от происхождения или положения, должны быть равны перед законом и подчиняться установленным правилам. В правление династии Цинь все граждане, независимо от происхождения, подчинялись строгим законам.
Отсутствие морально-этических критериев Моральные и этические нормы не должны влиять на управление государством. Главное — соблюдение законов и поддержание порядка. Легисты отвергали идеи конфуцианства о морально-этических ценностях, фокусируясь исключительно на управлении через законы.
Принцип недоверия Правитель должен проявлять недоверие к своим подданным, полагая, что они могут злоупотреблять властью или пытаться изменить существующий порядок. Правители, следовавшие легизму, часто выражали недоверие к своим министрам и гражданам, подозревая их в нелояльности.
Формализация всех аспектов управления Все аспекты управления должны быть формализованы и закреплены в законах, чтобы исключить произвол и субъективизм. Все правовые нормы были тщательно регламентированы, что исключало возможность произвольных решений со стороны чиновников.

Теоретики легизма

Шэнь Бухай — один из основоположников легизма, чьи идеи приближены к теории Конфуция. Он разработал свою концепцию правильного управления огромным государством и взаимоотношений между властью и подданными.

Гуань Чжун — сторонник тотального контроля со стороны власти над всеми аспектами жизни общества, но при этом поддерживал идею целенаправленной государственной помощи беднейшим слоям населения.

Шан Ян — правитель провинции Шан, приверженец милитаризма, который сумел создать сильную армию, внушавшую страх соседним странам. Он активно поддерживал ремесленников и стремился развивать сельское хозяйство. В то же время он умело пополнял государственную казну за счет имущества богатых купцов, которых превращал в рабов и лишал собственности. Шан Ян отстранял аристократию, не занимающую военные посты, от управления государством.

Вэй Ляо-цзы — сторонник гуманности и милосердия в управлении государством, поддерживал конфуцианство и стремился распространить учение Конфуция среди широких масс. Однако он также выступал за превращение страны в военную базу и предлагал запретить все ремесла, не связанные с военным делом.

Принц Фань Хэй — приверженец даосизма, считал, что необходимо просто плыть по течению, не пытаясь изменить ход событий. Идеальное государство, по его мнению, не вмешивается в дела своих граждан, а граждане не стремятся вмешиваться в политику государства.

К III веку до н.э. легизм настолько слился с существующими морально-этическими учениями, что утратил свою самостоятельность.

Последствия следованию учению легизма

Признание школы законников и её внедрение в систему управления позволили Китаю значительно укрепить свой авторитет в международных отношениях и начать расширять свои территории.

Однако это привело к усилению эксплуатации простого народа, крайней деспотичности власти, закабалению крестьян и усилению репрессий, сопровождавшихся массовыми казнями.

Из-за того, что в обществе утвердились страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля и внедрить в учение морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность.

Постепенно легизм как философское учение утратил своё значение, и уже в I веке до н.э. на его место пришло конфуцианство. Моизм со временем также потерял своё влияние на формирование общественной мысли. Даосизм продолжал существовать, хотя и частично уступил позиции конфуцианству, но сохранил своё влияние в культуре и философии Китая. Влияние буддизма на китайскую философию начало проявляться позднее, начиная с I века н.э.

Основные исторические события, связанные с легизмом

Событие Год Влияние легизма
Реформы Шан Яна 356–338 гг. до н.э. Реформы Шан Яна значительно усилили государство Цинь, что позволило ему стать ведущей силой в Китае.
Восхождение династии Цинь 221 г. до н.э. Легизм стал основой для политики династии Цинь, что привело к её быстрому возвышению и объединению Китая.
Централизация власти при Ши Хуанди 221 г. до н.э. Ши Хуанди использовал принципы легизма для жесткой централизации власти и установления авторитарного режима.
Установление законов династии Цинь 221–206 гг. до н.э. Законодательные реформы Цинь, основанные на легизме, способствовали укреплению государства, но также привели к жестокости и массовым репрессиям.
Падение династии Цинь 206 г. до н.э. Падение династии Цинь было связано с чрезмерной жестокостью и репрессиями, вызванными следованием легистским принципам.
Интеграция легизма с конфуцианством III век до н.э. Легизм постепенно сливался с конфуцианством, что привело к смягчению его радикальных идей и интеграции в государственную идеологию.

Категории: Философия

Комментарии закрыты