Культура Китая привлекает многих своей загадочностью и самобытностью. Эта огромная восточная держава, долгое время развивавшаяся изолированно от остального мира, манит своей непредсказуемостью, умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.
Одним из главных достижений китайской духовной культуры по праву считается философско-религиозное учение — конфуцианство.
Основоположником этого учения является китайский мудрец V века до н. э. Кун Фуцзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций. Именно под этим именем он вошел в историю, заложив в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения, которые сохраняют свою актуальность до сих пор.
Основой учения стали отношения между людьми и государством, между представителями различных социальных слоев и всеми гражданами страны в целом.
Философию Конфуция нельзя считать религией в строгом смысле слова, хотя его учение было принято еще при жизни мудреца и впоследствии стало государственной идеологией. Скорее, это нужно рассматривать как систему взглядов, направленную на нормализацию отношений внутри государства, между правящей элитой и народом. Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать восприятие природы, человека и общества.
Жизнь великого мудреца Конфуция
VI–V века до нашей эры были сложным временем для китайских царств: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, стремясь захватить земли и усилить своё влияние, не обращали внимания на нужды и страдания простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий мудрец Кун Фуцзы родился в знатной, но обедневшей семье, рано потерял родителей и оказался без средств к существованию. Он жил очень скромно и, зная на собственном опыте о трудностях жизни бедных людей, в своих ранних проповедях стремился обратить внимание на несправедливость, происходящую вокруг.
В юном возрасте ему повезло: судьба предоставила ему возможность попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище. Там он встретил ученого Лао-цзы, основателя даосизма. Хотя мы не знаем точного содержания их бесед, очевидно, что они сыграли значительную роль в становлении Конфуция как ученого и философа. По возвращении в родной город Цюйфу Конфуций основал собственную школу. Примечательно, что многие его ученики впоследствии стали видными политическими деятелями.
Что лежит в основе отношений между людьми?
Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный из учеников спросил у мудрого учителя, существует ли такое понятие, следуя которому можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликты с окружающими.
Мудрец ненадолго задумался и ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходителен к окружающим. Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами. Чтобы не разочаровываться в окружающих, мы должны проявлять снисходительность к их слабостям».
Мудрость книги «Лунь Юй»
Книга «Лунь Юй», связанная с именем Конфуция, хранит его высказывания и постулаты учения. Однако сам Конфуций не собирал и не хранил свои поучения — это сделали его ученики, которые после смерти учителя по крупицам собрали его высказывания и поместили их в этот сборник. В «Лунь Юй» можно найти ответы на множество вопросов, связанных с управлением государством и правилами поведения человека в обществе.
Жизненный путь самого Конфуция стал образцом для последующих поколений. Мудрецы и благородные мужи, опираясь на его видение постепенного становления самостоятельной личности, корректировали свою жизнь.
Согласно Конфуцию:
- 15 лет — время стремления к учению и образованию;
- 30 лет — обретение самостоятельности;
- 40 лет — формирование твёрдых убеждений и мировоззрения;
- 50 лет — осознание своего места в мире и понимание целей, поставленных перед тобой небом;
- 60 лет — способность понимать сердца и умы людей, защитив себя от обмана;
- 70 лет — постижение гармонии Вселенной и следование ритуалам, ниспосланным небом.
Учение великого Конфуция до сих пор остаётся образцом поведения для граждан Китая.
Этические принципы конфуцианства
В основе учения Конфуция лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что первой задачей реформатора является воспитание человека. Человеческий фактор выходит на первый план в становлении сильного государства.
Самым трудным было заставить людей действовать правильно, поскольку каждый человек по своей натуре склонен к лени. Даже осознавая, что его поведение неправильное, человек редко хочет заниматься самоусовершенствованием. Кроме того, сложно изменить устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.
В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае долго сохранялся этот культ, и в каждой семье можно было увидеть алтарь, где курились благовония, и в трудные минуты обращались за помощью к мудрым предкам. Давно ушедшие предки были образцом для подражания, эталоном правильного поведения. Поэтому Конфуций обратился к исконной национальной традиции, используя культ предков для воспитания нового гражданина.
Кратко об основных принципах конфуцианского учения
Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, основанные на внутренней и внешней культуре человека.
Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение достойно держаться в любых обстоятельствах, способность управлять людьми, проявлять милосердие и уважение ко всем без исключения, а также внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.
Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил своим ученикам, что в течение всей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.
Второй принцип — гуманизм — включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека — не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстраивать отношения с окружающими.
О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек — о собственной выгоде». Конфуций считал, что человек, обладающий благородной душой, должен думать не о еде и деньгах, а о государстве и обществе.
Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек — существо высшее, и он должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Учение Конфуция опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя физиологические аспекты на втором плане. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, а не желудок.
Учение великого философа побуждало каждого выбрать свой собственный путь и следовать ему, не сворачивая, несмотря на обстоятельства.
И сегодня учение Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной. Оно стало не просто символом Китая, но и особым образом жизни, влияющим на мировоззрение и формирование каждого гражданина КНР.
Таблица: основные принципы философии Конфуция
Принцип | Описание | Пример из учения Конфуция |
---|---|---|
Человеколюбие | Умение достойно держаться в любых обстоятельствах, милосердие и уважение ко всем людям без исключения. | «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». |
Гуманизм | Уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. | «Уважай старших и заботься о младших». |
Благородство | Приоритет долга над личной выгодой, стремление к духовному развитию. | «Благородный муж думает о долге, мелкий человек — о выгоде». |
Снисходительность | Понимание слабостей людей и умение прощать их ошибки. | «Пойми, что все люди имеют как благородные, так и низкие качества». |
Ритуализм | Следование установленным традициям и ритуалам, поддержание гармонии в обществе. | «Следуй ритуалам, ниспосланным небом». |
Самоусовершенствование | Постоянное стремление к внутреннему развитию и контролю над своими желаниями и инстинктами. | «В течение всей жизни стремись к совершенствованию своего внутреннего мира». |