На протяжении многих веков Китай оставался для западного мира загадочной и малопонятной страной. Китайцы высоко ценили свою культуру и в определённые периоды ограничивали влияние внешних культур, стремясь сохранить свою уникальность. Однако к XIX веку европейские державы, особенно после Опиумных войн, вынудили Китай открыть свои границы для торговли и обмена. В результате знания, накопленные в течение тысячелетий, а также изделия китайских мастеров и литература стали доступны всему миру. Однако Поднебесная по-прежнему хранит множество тайн и духовных сокровищ, которые ещё предстоит открыть.
Особенности формирования китайской культуры
Формирование китайской культуры происходило под влиянием целого ряда факторов, которые сделали её уникальной и отличной от европейских культурных форм и традиций. К таким факторам относятся:
- Периоды самоизоляции Китая и стремление защитить свою культуру от внешнего влияния;
- Консерватизм, выраженный в глубоком уважении к традициям и предкам, во многом основанный на конфуцианских ценностях;
- Влияние религий и философий, таких как буддизм, даосизм и конфуцианство;
- Смешение культурных традиций множества этнических групп, проживающих на территории Китая;
- Влияние отношений с соседними государствами и географического положения Китая.
Философские и религиозные установки, доминирующие в китайской культуре
Китайская культура опирается на комплекс мифологических, религиозных и философских концепций, которые нашли отражение в художественном творчестве и духовной жизни китайцев. Наиболее значимые из них включают:
- Космологические представления, в которых Китай рассматривается как центр мира, известный как Поднебесная, окружённая варварскими народами. Эта концепция формировала мировоззрение китайцев на протяжении тысячелетий и отразилась в их самоидентификации и отношении к другим народам.
- Развитая числовая символика, которая находит своё выражение в архитектуре, живописи и литературе. Определённые числа и их комбинации имеют особое значение, связанное с гармонией, удачей и другими важными аспектами жизни.
- Чёткая общественная иерархия и почитание императора как сына Неба и посредника между людьми и богами. Эти идеи глубоко укоренены в государственной идеологии и политической философии древнего Китая, отражены в особенностях дворцовой и храмовой архитектуры, а также в произведениях искусства.
- Культ солнца и солярные мотивы, которые часто встречаются в китайской живописи и архитектуре. Солнце символизировало власть, свет и жизненную энергию, и его образ занимал важное место в культуре.
- Подражание природе как главному источнику гармонии в мире. Природа служила вдохновением для художников и архитекторов, которые стремились создать произведения, отражающие естественную красоту и баланс.
Наука
Древний Китай быстро стал одним из ведущих мировых центров науки и философии. Развитию науки в Китае способствовала её тесная связь с практикой. Научные трактаты, как правило, имели прикладной характер и служили руководствами для агрономов, моряков, чиновников, лекарей и других специалистов.
Основной акцент делался на точные и естественные науки. Это было обусловлено не только практическими нуждами, но и религиозно-философскими воззрениями китайцев, которые черпали вдохновение в природе и придавали большое значение числовой символике.
Астрономия в Китае достигла высокого уровня развития, начиная с простых наблюдений за небесными светилами. Эти наблюдения позволили создать точный календарь и разработать правила морской навигации. Китайские мыслители разработали одну из первых геоцентрических моделей вселенной, представляя её как яйцо, где земля служит желтком, а небосвод — скорлупой. Китайские астрономы выделили 28 созвездий и уже в I веке до н. э. начали изучать солнечные пятна.
Для изучения окружающего мира, строительства и навигации древнекитайские учёные и инженеры создавали различные устройства. Так, были изобретены компас, первый небесный глобус и первый сейсмограф.
Особенности конструирования древних дворцов, акведуков и храмов свидетельствуют о высоком уровне инженерного мастерства в Китае. Местные строители были хорошо знакомы с основами физики, геометрии и алгебры. Металлургия также была высоко развита: в Китае одними из первых в мире начали получать железо и бронзу, а затем — чугун и сталь.
Кроме того, в Китае зародилась наука почвоведения. Китайские агрономы разработали классификацию почв и определили оптимальные сроки проведения основных агрокультурных мероприятий. Для повышения урожайности с древнейших времён в Китае создавались сложные ирригационные каналы и системы орошения.
Китайцы также славились как одни из лучших врачей древнего мира. До наших дней дошло множество трактатов, описывающих различные болезни, методы их лечения, свойства трав и правила изготовления лекарств. Местные врачи часто рекомендовали пациентам диеты, лечебную гимнастику и применяли иглоукалывание. Самые талантливые из них уже в III веке могли успешно проводить полостные операции.
Литература
Как и у большинства других народов, в Китае одними из первых литературных жанров стали эпические поэмы, оды, культовые песни и переработанные народные песни. На ранних этапах развития китайской литературы авторы этих произведений не придерживались строгих правил стихосложения. Однако к VII веку сформировалась классическая китайская поэзия, которая требовала соблюдения определённых стихотворных форм и рифмы. В это же время изменилась и тематика произведений: поэты всё чаще обращались к собственным эмоциям и переживаниям.
Поэтическое наследие древнего и средневекового Китая чрезвычайно велико. Для удобства исследователи разделили китайскую поэзию на несколько групп:
- Панегирики — официальная поэзия, прославлявшая государство и императора.
- Поэзия конфуцианского толка — произведения, излагавшие основные принципы конфуцианства. В этих текстах авторы часто размышляли о социально-политической ситуации в стране, войнах и истории. Нередко такая поэзия выражала оппозиционные идеи.
- Любовная лирика — произведения, посвящённые темам любви и человеческих чувств.
- Философская и религиозная поэзия — стихи, затрагивающие глубинные философские и духовные вопросы.
- Пейзажная лирика — поэзия, воспевающая красоту природы.
- Стихи-иносказания — произведения, содержащие притчи или аллегорические рассказы.
Китайская художественная проза в основном представляла собой сочинения философов конфуцианской школы. Литература, аналогичная современной беллетристике, не пользовалась высоким статусом среди представителей высших слоёв общества. Они считали, что такие произведения предназначены для удовлетворения вкусов наименее взыскательных читателей или для простого развлечения. Тем не менее, беллетристика той эпохи включала в себя фольклорные сказания, притчи, авантюрные и комические истории, а также исторические рассказы.
Живопись
Наиболее популярным жанром в китайской живописи является пейзаж. Природа занимала центральное место во многих древнекитайских философских и религиозных учениях. Бег волн, величественные горы, растения, умирающие осенью и возрождающиеся весной, для китайцев символизировали бесконечный круговорот жизни и вечность. Природа стала не только объектом почитания, но и эстетическим идеалом, примером для подражания. Ключевыми художественными образами в китайском искусстве были вода, гора и дерево. Эти элементы встречаются практически на всех образцах древнекитайской живописи. Вода олицетворяла космический поток Дао, гора — незыблемость, а дерево символизировало мифическое Древо жизни и постоянное обновление природы.
Природа играет главную роль на многих древнекитайских картинах. Изображения людей, животных, построек или предметов обычно занимают второстепенное место на фоне величественных пейзажей и служат лишь дополнением к основному сюжету.
Другими распространёнными темами китайской живописи были бытовые сцены (жизнь буддийского монастыря, крестьяне за работой, придворные дамы, городские улицы и их обитатели), а также изображения божеств и демонов.
Около VII века в Китае появился новый жанр живописи — парадный портрет. Эти портреты отличались условностью и не передавали индивидуальных или психологических черт изображаемого человека. Лица персонажей изображались с нарочитой беспристрастностью, а основной акцент делался на символах, передающих информацию о статусе и положении человека, таких как одежда, головные уборы и письменные принадлежности.
Сам стиль китайской живописи сильно отличался от европейских художественных традиций. Изображения наносились на шёлк или тонко выделанную кожу, а основной метод — использование тонких, аккуратных линий — придавал рисункам лёгкость и хрупкость.
Готовые картины не вставлялись в рамы, а хранились в виде свитков или вывешивались на стены без обрамления.
Художественная роспись также часто использовалась для украшения фарфоровых изделий. Обычно на посуде изображались растения, птицы и животные. Краски для росписи фарфора готовились из минералов, а для того, чтобы рисунок не стирался со временем, его наносили до покрытия изделия глазурью.
Особым живописным жанром в Китае является каллиграфия. Человек, стремящийся овладеть этим искусством, должен уметь не только правильно воспроизводить иероглифы, но и контролировать силу и скорость движений кистью. Каллиграфия рассматривалась как форма медитации: считалось, что художник, наносящий иероглифы, должен находиться в особом состоянии сознания, очистив свои мысли от суеты и дурных помыслов.
Зодчество
Согласно представлениям древних китайцев, строительство являлось одним из способов противостоять хаосу и злым духам, стремящимся навредить человеку. Возведение любого здания — будь то дворец, храм или хозяйственная постройка — символизировало процесс сотворения мира в миниатюре.
Строительство императорских дворцов должно было отражать идею верховенства императора и его связь с небесным божеством. Дворцы также демонстрировали могущество и власть своего владельца, поэтому каждая новая династия стремилась построить как можно больше роскошных сооружений. Даже Великая китайская стена, помимо своей практической функции (защита от кочевников), выполняла репрезентативную роль, демонстрируя богатство и величие своего заказчика.
Несмотря на ограниченное количество земли, подходящей для строительства, в Китае долгое время почти не возводили многоэтажные здания. Исключение составляли дозорные башни, надвратные башни и пагоды. Это связано с высокой сейсмической активностью региона: чем выше здание, тем менее оно устойчиво и безопасно.
Большинство китайских архитектурных комплексов имеют квадратную или прямоугольную форму и ориентированы по сторонам света. Древнекитайские зодчие при проектировании учитывали числовую символику, поэтому в китайских храмах и дворцах всегда соблюдалось чёткое количество колонн, окон, дверных проёмов и других элементов.
Основные традиции китайского зодчества были заложены в XV-X вв. до н. э. Здания строились на небольших глиняных возвышениях, на которых устанавливался каркас из колонн. Крыши обычно были двускатными с загнутыми углами, что обеспечивало хорошую вентиляцию и эффективное стекание дождевой воды. Позже углы крыш стали изгибать не только из практических, но и из магических соображений. Считалось, что злые духи могут перемещаться только по прямой линии, поэтому они не смогут проникнуть в дом с такой изогнутой крышей. В качестве строительного материала китайцы, как правило, использовали дерево.
Наиболее распространённым типом храмовой постройки в Китае является пагода — многоярусное, вытянутое вверх здание. Форма пагоды была заимствована из Индии. Эти строения возводились представителями различных конфессий — буддистами, даосами, индуистами. Архитектура пагоды символизировала бесконечное повторение цикла «смерть-возрождение», а также космологическую триаду — Земля, Небо, Мировая Ось.
Китайские зодчие украшали свои строения зооморфными фигурами, преимущественно драконами и птицами, причём каждое изображение располагалось в зависимости от ориентации по сторонам света.
К наиболее известным образцам китайского зодчества, помимо Великой китайской стены, относятся:
- Запретный город — дворцовый комплекс в центре Пекина;
- Горное убежище от летнего зноя — летняя резиденция китайских императоров;
- Дворец Потала в Тибетском автономном районе;
- Храм Неба в Пекине;
- Пагода Баочу.
Музыка
Музыкальная культура Китая начала формироваться в иньскую эпоху (1600-1027 гг. до н. э.). В это время особой популярностью пользовалась «музыка-юэ» — комплекс, включающий пение, музицирование и танец. Танцоры, певцы и музыканты неизменно присутствовали на религиозных церемониях и светских мероприятиях в императорском дворце. Музыка Древнего Китая строилась на пяти основных нотах, каждая из которых соответствовала определённой стихии, небесному светилу, числу и другим элементам.
К числу традиционных китайских музыкальных инструментов относятся:
- Каменные барабаны;
- Металлические колокольчики, у которых, в отличие от европейских колоколов, отсутствует язычок. Музыкант извлекает звуки из таких колокольчиков, ударяя по ним палочкой;
- Духовые инструменты: свирели, флейты и шэн — губной органчик, отдалённо напоминающий волынку;
- Струнные инструменты: гусли и лютня.
В древнекитайской традиции искусство сочетания звуков считалось способом приобщения человека к небесной гармонии и позволяло ему вступать в контакт с божествами и духами.
Театр
Китайский театр вырос из религиозных мистерий и карнавальных обрядов. Подобные карнавальные традиции существовали не только в Китае, но и по всему миру. Во время религиозных праздников люди надевали костюмы и маски, превращаясь в животных, богов или демонов. На карнавалах часто разыгрывались сценки, изображающие мифологические сюжеты. Со временем такие театрализованные постановки стали устраиваться во дворцах.
Первые светские театры в Китае начали появляться ещё при династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На специально оборудованных аренах проходили представления с участием шутов, акробатов и фокусников. Однако полноценная драматургия, позволившая ставить настоящие театральные постановки, возникла только в XIII веке. Исследователи выделяют в традиционном китайском театральном искусстве две основные разновидности:
- «Южная драма», включающая исконно китайские культурные элементы. Эта форма драмы могла иметь самую разную структуру, а вокальные партии исполняли все персонажи пьесы.
- «Северная драма», элементы которой были заимствованы из Индии и Персии. Пьесы, созданные в рамках этой традиции, имели чёткую структуру, а вокальные партии исполнялись только главными персонажами.
Традиционный китайский театр представляет собой синтетический вид искусства, сочетающий музыку, пение, танец и поэзию.