Лао-цзы – легендарный китайский мудрец, по преданию, основоположник даосизма и автор трактата «Дао дэ цзин». В этом произведении дао (Путь) метафорически сравнивается с водой – стихией, которая всегда стремится вниз и мягко преодолевает все преграды.
Легенда о Лао Цзы
Согласно легенде, Лао-цзы родился в деревне под названием «Кривое дерево» в уезде «Горечь» провинции «Жестокость». После пребывания в чреве матери более 80 лет он появился на свет глубоким старцем, но с каждым годом становился все моложе. Имя его можно перевести как «Старый ребенок», хотя некоторые исследователи интерпретируют его имя как «Старый учитель».
Проведя всю свою жизнь хранителем книг и накопив огромную мудрость, в старости Лао-цзы оседлал черно-красного быка и отправился к далеким Западным горам, чтобы навсегда покинуть Китай и найти благословенную страну, где нет горя и страданий.
На границе, по просьбе стражника, Лао-цзы написал пять тысяч иероглифов, составивших трактат «Дао дэ цзин», вобравший в себя всю мудрость мира.
Покинув Китай, по легенде, Лао-цзы отправился в Индию, где, по одному из преданий, стал Буддой.
Факты из жизни мудреца
Лао-цзы родился в начале VI века до н.э. в царстве Чу и служил архивариусом в государственном книгохранилище. Уже в зрелом возрасте он встречался с Конфуцием и оказал значительное влияние на его мировоззрение.
После этой судьбоносной встречи Лао-цзы решил покинуть Китай, но на границе был остановлен стражем, который попросил его записать основные постулаты даосизма и морально-этические принципы, необходимые для жизни в обществе. Лао-цзы продиктовал более пяти тысяч иероглифов, что стало основой знаменитого трактата «Дао дэ цзин». После этого он продолжил свой путь на Запад.
По одному из преданий, Лао-цзы был также отождествлен с основателем буддизма – Гаутамой Сиддхартхой, хотя эта версия не имеет исторических подтверждений.
Как зародился даосизм?
Почему люди не могут жить в мире и согласии? Почему сильный всегда обижает слабого? Почему страшные войны уносят тысячи жизней, оставляя за собой сирот и вдов?
Почему мы постоянно недовольны своей судьбой? Зачем завидуем? Почему жадничаем, словно собираемся жить вечно и сможем потратить все богатства мира? Почему изменяем своим убеждениям, и, добившись желаемого, вновь начинаем жаждать чего-то недостижимого?
Китайский мудрец дает нам ответ на все эти вопросы. Мы слишком подчиняемся чужому мнению, и в то же время хотим подчинить людей своей воле. Мы живем своими желаниями, подчиняемся телу, а не душе. Мы не можем изменить свои взгляды и убеждения и, главное, не хотим их менять, если они идут вразрез с нашими желаниями.
Мы не задумываемся о том, что миром правит Дао – великий и незыблемый Путь к постижению истины. Дао – это основа и миропорядок, оно управляет всем сущим, как материальными, так и духовными вещами в этом мире.
Поэтому, если человек идет правильным путем, путем Дао, он отказывается от своих плотских неправедных желаний, отказывается от денег и драгоценных вещей, переосмысливает свои убеждения и превращается в наивного ребенка, который постигает новые законы бытия. В этом случае он следует путем гармонии с природой и вселенной, путем Дао.
Считается, что начать путь постижения даосизма нужно с прочтения книги Лао-цзы. Она сложна для понимания и постижения истин, в ней заложенных, но нужно читать её раз за разом, и тогда вы научитесь читать между строк и понимать внутренний смысл написанного. Интуитивно вы будете постигать ранее непостижимое, и ваш разум изменится, расширяя горизонты познания.
Один даос любил повторять: «Если я два-три дня не читаю Дао, то мой язык становится каменным и не может проповедовать учение».
Хронология зарождения даосизма
Период | Событие |
---|---|
1046–256 гг. до н.э. | Период династии Чжоу. Время политической и социальной нестабильности в Китае. В это время возникли различные философские учения, включая даосизм. |
VI век до н.э. | Предполагаемое время жизни Лао-цзы, легендарного основателя даосизма. Написание трактата «Дао дэ цзин», который стал основополагающим текстом даосизма. |
IV–III века до н.э. | Распространение идей даосизма среди китайских философов и аристократов. Появление различных школ даосской мысли, таких как школа Ян Чжу и школа Чжуан-цзы. |
II век до н.э. | Оформление даосизма как религиозного учения. Создание даосских ритуалов и практик, включение элементов народных верований. Появление первых даосских общин. |
I–II века н.э. | Даосизм становится популярным религиозным течением в Китае. Оформление даосских канонов и развитие учения о бессмертных духах и Дао. |
III–IV века н.э. | Консолидация даосизма как религиозной и философской системы. Влияние на китайскую медицину, алхимию и другие аспекты культуры. |
V век н.э. | Даосизм окончательно закрепляется как одна из основных духовных традиций Китая наряду с конфуцианством и буддизмом. |
Основные догмы даосизма
«Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя», – Лао-цзы хотел сказать, что и небо, и земля вечны и незыблемы, потому что они существуют для всех и поддерживают жизнь каждого человека. Если небо всегда будет над головой, а земля под ногами, то не нужно искать чего-то большего, кроме как стремиться к самосовершенствованию.
«По-настоящему мудрый человек никогда не выпячивает своих знаний; он ставит себя ниже других, но оказывается впереди всех», – это изречение мудреца настолько ясно, что не требует толкования. Оно напоминает высказывание Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Чем больше знаний приобретает человек, тем больше он осознает, что постиг лишь малую часть истины, а познать всё невозможно. Только глупец будет хвастаться своими знаниями.
Лао-цзы считал воду основой жизни. Он говорил, что нет ничего нежнее, мягче и слабее воды, но она в одно мгновение может стать жестокой и разрушительной стихией, способной разрушить даже крепкий камень. Этим он хотел сказать, что с помощью мягкости и слабости можно преодолеть крепкое и сильное. Каждый человек приходит в этот мир нежным и слабым, а покидает его крепким и жестким. Хотя все это понимают, немногие действуют соответственно, стараясь быть жесткими с жестокими и нежными только с нежными.
Также мудрец подчеркивал, что разум и знания – самое сильное оружие, несмотря на их кажущуюся «нежность». Агрессия порождает ответную агрессию, тогда как толерантность и терпимость могут привести к взаимопониманию без насилия.
«Кто знает людей, тот умен; кто познал себя, тот мудр». Это изречение возвращает нас к античной философии. Древнегреческий философ Фалес Милетский сказал: «Что труднее всего? Познать самого себя». И действительно, человеку сложнее всего заглянуть в свою душу и осознать причины своих поступков. Но если удастся понять свои глубинные мотивы, можно лучше понять и других людей, поскольку все люди во многом схожи.
«Если не позволять себе смотреть на то, что вызывает желание, то сердце не затрепещет». Этим китайский мудрец хотел сказать, что люди часто стремятся к излишним вещам: к деньгам, драгоценностям, шелкам и роскоши. Но если не знать об их существовании и никогда их не видеть, то и не будешь их желать. Если же стремиться только к славе, почестям и богатству, вместо того чтобы вести праведную жизнь, полную размышлений и познания мира, то с годами придется сожалеть об упущенных возможностях.
«Кто не хлопочет о жизни, мудрее того, кто понимает жизнь», – на первый взгляд это высказывание может показаться туманным, но эта мысль пронизывает всю мировую философию. Человек должен жить каждым днем и ценить каждую минуту своего существования. Ему необходимо победить страх смерти и идти по жизни, не боясь встретить её лицом к лицу. Этот страх делает нас слабыми и мешает достигать поставленных целей. Только избавившись от этого страха, можно жить полной жизнью, дышать полной грудью и наслаждаться каждым мгновением.
Дао – вечный и незыблемый Абсолют, к которому стремится всё живое. Даже вечное Небо подчиняется законам Дао, и смысл жизни каждого человека – слиться с ним в вечной гармонии и достичь божественного экстаза единения с космической душой.
Догма | Описание |
---|---|
Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя | Лао-цзы утверждает, что небо и земля вечны, потому что они существуют для всех. Их устойчивость и долговечность заключаются в их служении миру, что должно вдохновлять людей на стремление к самосовершенствованию. |
Мудрец не выпячивает своих знаний | По-настоящему мудрый человек не хвастается своими знаниями, он скромен и ставит себя ниже других, но в конечном итоге оказывается впереди. Это аналогично высказыванию Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Чем больше знаний, тем больше осознание своей ограниченности. |
Мягкость воды сильнее твердости камня | Вода, будучи нежной и мягкой, может разрушить твердый камень. Лао-цзы подчеркивает, что мягкость и слабость могут быть более могущественными, чем твердость и сила. Мудрец находит в этом основу для поведения: быть мягким и гибким в жизни, что позволяет преодолеть трудности. |
Знание себя – высшая мудрость | «Кто знает людей, тот умен; кто познал себя, тот мудр». Познание самого себя – это сложный, но необходимый путь к истинной мудрости. Понимание своих глубинных мотивов помогает лучше понять других людей и действовать мудро. |
Избегание желания | «Если не позволять себе смотреть на то, что вызывает желание, то сердце не затрепещет». Лао-цзы учит, что нежелание излишних вещей ведет к спокойствию и гармонии. Если не знать о роскоши и богатстве, то не будет и стремления к ним, что позволит сосредоточиться на более важных аспектах жизни. |
Победа над страхом смерти | «Кто не хлопочет о жизни, мудрее того, кто понимает жизнь». Человек должен преодолеть страх смерти, чтобы жить полной жизнью. Страх смерти мешает идти к цели и наслаждаться каждым моментом. Освобождение от страха позволяет человеку жить более осознанно и гармонично. |
Дао – вечный Абсолют | Дао – это вечный и незыблемый Абсолют, к которому стремится всё живое. Подчинение законам Дао и слияние с ним в вечной гармонии – это смысл жизни человека. Стремление к единению с Дао ведет к высшему состоянию души и гармонии с миром. |