Мифология — наука, изучающая мифы, сказания о богах и героях, которые раскрывают воззрения людей на мироустройство в древности, когда еще не существовало научных знаний.
Цивилизация, возникшая между двумя крупными дальневосточными реками Янцзы и Хуанхэ, зародилась еще во 2 тысячелетии до н.э. Китай долгое время находился в изоляции, поэтому его духовная культура самобытна и практически не подвергалась влиянию чужих культур. Она отличается уникальностью и захватывающей привлекательностью.
Здесь невозможно встретить прекрасных божеств, подобных тем, что существуют в мифологиях Древней Греции или Рима, но персонажи китайских мифов яркие и живые, они поражают воображение своей жизненной силой и неукротимой энергией.
Некоторые мифические герои стали для жителей Поднебесной реальными людьми, а исторические личности после их кончины превратились в божеств и титанов. Именно такое смешение затрудняет ученым сегодня точное разграничение реальности и фантазии. Китайские мифы дошли до наших дней в крайне разрозненном, отрывочном состоянии, но тем не менее представляют не меньший интерес, чем мифы других великих цивилизаций, таких как Древняя Греция или Рим. Их уникальность и глубина позволяют исследователям по-новому взглянуть на мировоззрение и культурное наследие древнего Китая, а также лучше понять духовные и социальные основы, которые формировали эту великую цивилизацию на протяжении тысячелетий.
Основные божества и духи китайской мифологии
Образ дракона в китайской мифологии
Известный во всем мире китайский дракон олицетворяет не только безудержные природные стихии, но и абсолютную мирскую власть, а также является верховным божеством. Дракон в Китае вовсе не страшное существо; напротив, он — символ добра, мира, согласия и процветания. Изображения этих существ можно встретить почти в каждом здании.
В Китае отмечают День Дракона пятого мая по европейскому календарю.
В древности жители Поднебесной верили, что дракон живет не только на земле, но и свободно взлетает в небеса и погружается в морские пучины. В любом случае это мифологическое создание выступает как посланник добра и мира, а также как связующее звено между миром людей и миром богов.
Императоров с древности называли Сынами Неба, считая их прямыми потомками Драконьего рода.
Легенда о рождении драконов
Драконы, помимо всего прочего, являются хранителями традиций древности: они символизируют родительскую любовь и почитание предков.
Интересно, что их прародительницей была земная женщина по имени Лунму. Она вырастила пятерых сыновей, которые стали образцом преданных отношений между матерью и детьми.
Однажды, прогуливаясь по берегу реки, эта женщина нашла большой белый камень. Вернувшись домой, она обнаружила, что это было огромное яйцо. Оно согрелось у нее в доме, и из него вылупились пять маленьких ящериц. Женщина пожалела малышей, оставшихся без матери, и начала кормить и ухаживать за ними. Со временем эти маленькие ящерицы превратились в огромных драконов.
Но драконы не покинули женщину, одарившую их своим теплом; они заботились о ней и оставались благодарными за ее любовь.
Виды драконов
Даже в XXI веке в Китае продолжают верить в мифологических существ и передавать из поколения в поколение сказания и мифы о прародителях — драконах. Эти существа не одинаковы и, по мнению знатоков, выполняют разные функции.
- Небесный дракон — Тяньлун охраняет покой божеств, поэтому его часто изображают с крыльями. У него пять пальцев на лапах, и его часто изображают белого цвета, что символизирует святость, или лазуритового, что считается символом сострадания и милосердия.
- Владыки стихий — Шаньлунь повелевают громом и молниями, управляют ветрами и могут влиять на погоду. Этих существ часто изображают с человеческим лицом и огромным, похожим на барабан животом. Этот дракон не летает, а плывет по небесному своду. Благодаря ультрамариновому оттенку он сливается с небесами. Увидеть его чрезвычайно трудно, но если это удается, можно получить особую милость богов. Однако обида, нанесенная Шаньлуню, может привести к засухе или наводнению.
- Драконы Дилун живут в самых глубоких реках в великолепных дворцах; они управляют водными потоками и отвечают за урожай.
- Глубоко в недрах земли обитает Фуцанлун — хозяин и охранник всех подземных богатств.
- Драконы желтого цвета выслушивают жалобы и просьбы людей и, при необходимости, передают их на рассмотрение богам.
- Алые драконы покровительствуют браку и деторождению. Их часто изображают на свадебных одеждах мужчин и женщин, а также размещают их изображения в спальнях.
- Травянисто-зеленые драконы отвечают за земледелие и скотоводство. Они покровительствуют крестьянам, следят за сохранностью их полей и стад.
Лягушка в китайской мифологии
Китай, вероятно, единственная страна, где лягушек чтили настолько глубоко, и это поклонение сохраняется до сих пор. Большие и маленькие статуи этих земноводных можно было найти в каждом доме и даже в императорском дворце.
Лягушка, по мнению древних китайцев, являлась представителем высокочтимой водной стихии и могла вызывать дождь по желанию. Поэтому на ритуальных барабанах часто можно встретить изображение зеленой лягушки.
Лягушки могли предсказывать наводнения, а их икра, как считалось, падала с небес вместе с росой, поэтому другое название лягушки — «Небесная курица». Считалось, что древнейшее женское божество Нюй-ва представлялось в виде огромной лягушки.
Кроме того, лягушка ассоциировалась с огнем и сохранением домашнего очага. Она символизировала любовь к своему многочисленному потомству, поэтому защищала многодетные семьи и чтит память предков. Иероглифы с изображением лягушки встречаются в понятиях «водная стихия», «плодовитость» и «память веков».
Хотя луна и лягушка тесно связаны в мифологии, светилу поклонялись только женщины, а мужчины приносили дары и жертвы огромной лягушке. Женщины на это не имели права, хотя лягушка покровительствовала семейным узам и защищала домашний очаг.
Миф о Хаосе и создании Вселенной
Древнейшие мифы любой цивилизации включают сказания о рождении Вселенной. В начале времен мир пребывал в полном Хаосе: все было перепутано и не упорядочено. Не существовало ни земли, ни воды, ни небесной тверди; была лишь полная тьма и пустота. Затем появились воды, и древние мифы говорят о «водном Хаосе», из которого возникли два великих божества.
Именно это событие стало началом мира, когда земля и вода отделились друг от друга. Одним из этих божеств был великий Паньгу, который породил природные стихии и все живое, населяющее землю. По мере того как он взрослел и рос, с его вздохами рождались ветер и дождь, а с выдохами — грозы и молнии. Из его глаз исходило солнечное сияние, а когда великий Паньгу засыпал, землю окутывала тьма.
Но спустя несколько тысяч лет бог умер, и его голова, колени и локти превратились в пять горных хребтов, пролегающих по земле Поднебесной империи. Его волосы превратились в травы и деревья, а паразиты с его тела обратились в людское племя.
Мифологический мир
Мир в представлении древних китайцев — это прежде всего горы и реки, реки и горы. Степи, леса и равнины не играли значительной роли в их сознании. О земле говорили как о «кучах земли», неизменно связывая её с водой.
Горы населяли мифологические существа — горные духи. Их обычно изображали одноногими, одноглазыми, кривыми, однорукими, то есть лишенными всякой симметрии. Некоторые из них имели две головы, а другие сочетали в себе черты как человека, так и животного.
В глубине горы Тайшань обитал самый грозный дух — божество загробного мира, хозяин мертвых и хранитель подземных богатств. В нижнем горном царстве располагался целый мир, в который можно было попасть через глубокие пещеры, но найти выход оттуда было чрезвычайно сложно.
Реки и водоемы также населяли духи, но, в отличие от горных, они делились по половому признаку. Можно было встретить как мужских, так и женских покровителей водоемов, чаще всего это были утопленники, о которых складывались легенды и предания.
Например, покровительницей реки Ло стала Фу-си Ло, дочь легендарного Фу-Си, прародителя людей, который в китайской мифологии выступает в образе демиурга.
Сказания о демиургах
Особое место среди мифологических персонажей занимают реальные исторические личности, которые со временем обрели статус полубожеств и стали героями-демиургами, одарившими людей необходимыми для выживания навыками.
Например, прародитель Фу-Си изобрел рыболовные снасти и научил людей ловить рыбу, что обеспечило их пропитанием. Суй-Жэнь научил добывать и использовать огонь. Шей-нун был первым земледельцем, изобретателем простого заступа, и именно от него пошло почитание земли как плодородной и плодовитой сущности. Кроме того, он научил людей находить места для рытья колодцев, пользоваться силой лечебных трав и обмениваться излишками продуктов. Великий Хуан-Ди изобрел колесо, от которого пошли первые средства передвижения: повозки, колесницы, кареты. Его изображают как огромного и очень сильного человека, а множество мифов описывают его как искусного стрелка, чудесного ремесленника и смелого воина.
Жун Чен положил начало летоисчислению, создал первый календарь и был создателем искусства долголетия. Китайцы верили, что он способен вернуть молодость любому человеку, восстановить цвет волос, уничтожить морщины и сделать руки и ноги быстрыми и ловкими. По преданиям, он возвращается на землю каждые 1010 лет.
Молодой Юй — усмиритель всемирного потопа, с которым он боролся целых 13 лет. Это мифическое существо, получеловек-полудракон, было создано для спасения человечества.
Кроме того, все эти представители духовной культуры обладали и другими важными умениями: они изготавливали глиняную посуду и музыкальные инструменты, что в древности считалось очень важным и почти божественным ремеслом, а также производили ткани и шили одежду.
Мифические священные животные
Когда мир был еще очень молод, люди наделяли животных тотемными чертами и верили, что одни животные защищают род людской, а другие, наоборот, могут ему навредить. Мифологическое сознание, тесно связанное с религиозными представлениями на заре зарождения религий, наделяло животных антропоморфными качествами. В китайской мифологии священными животными, охраняющими четыре стороны света, были:
- Зеленый дракон, охраняющий восточные границы земли. Его изображали в ярких зеленых цветах, поскольку он олицетворял весну. Кроме того, его изображали на военных знаменах, так как верили, что он приносит счастье, удачу и веру в победу. В домах его изображали на дверях, считая, что он защищает дух дома.
- Великий Бай-Ху — белый тигр, представляющий царство мертвых. Он защищал души умерших и не пропускал живых в мир теней. Его часто изображали на погребальных покрывалах и колесницах.
- Птица Феникс, умирающая и вновь возрождающаяся к жизни, охраняла империю с юга. Это удивительное существо с лебединой шеей, головой человека, глазами орла и телом земноводного предсказывало гармоничное существование для страны.
- Огромная черепаха, держащая на своей мощной спине змею, охраняла ворота с севера и была покровительницей вод и ветров.
Демоны и чудовища
В китайской мифологии широко представлены демонические сущности:
- Прародителем всего демонического сословия был грозный Чжун Ку, которого также называли Палица. Его изображали в виде ярко-красной палицы. Считалось, что он является покровителем входа и выхода, и изображения с его образом наклеивали с обеих сторон входных дверей. В мифологии он вершил суд над душами умерших.
- Янван или Князь — владыка подземного мира мертвых, наводящий ужас. Он проводил суд над душой, выносил решение о наказании и отправлял её к одному из десяти судей и палачей. Восемь из них выполняли наказание, а два других даровали душам новые тела для возрождения в земной жизни. Древние китайцы верили, что грешников в потустороннем мире ожидают страшные пытки: их заставляют глотать расплавленное железо и золото, перетирают между жерновами, варят в кипящем масле и т.д.
- Гуй — многочисленные оборотни, это души умерших неправедной смертью, убитые до срока или самоубийцы, чьи души не принимает земля. Они бродили у заброшенных зданий, вблизи кладбищ и старых перекрестков, пугая прохожих, но иногда могли причинить и более серьезные неприятности.
- Сяо-Ян — огромные великаны-людоеды, которые ловили заблудившихся путников. Однако, будучи очень глупыми, они могли быть легко обмануты умным и ловким человеком.
- Кицунэ — лисы-оборотни, которые могли быть как добрыми, так и жестокими и мстительными. Они умели принимать человеческий облик и вводить в заблуждение людей. Часто они влюблялись в земных людей, вступали с ними в брак и помогали достичь богатства и величия. Однако, если их разозлить, они не успокаивались, пока не уничтожали весь род оскорбившего их человека.
Любая мифология представляет огромный интерес для изучения, особенно такая древняя и обширная, как мифология Поднебесной империи, зародившаяся более пяти тысяч лет назад.