Синологи пришли к выводу, что китайская история представляет собой череду повторяющихся циклов. Каждая китайская императорская династия проходила этапы расцвета и гибели. Гибель династий обычно была связана с народными волнениями, экономическим кризисом, политической дестабилизацией или завоеваниями. Главными задачами пришедшей к власти новой династии всегда были реформы, направленные на преодоление кризиса. Хотя прохождение подобного цикла означало гибель множества людей, экономические потрясения и разорения, кризисы несли в себе и созидательное зерно. Благодаря им, государство проходило стадию очищения: уходили слабые нежизнеспособные династии; разрушались губительные для общества социально-экономические отношения. После очередного упадка (который всегда логично объяснялся тем, что Небо было недовольно бездарными императорами) государство проводило мобилизацию всех своих ресурсов и вступало в эпоху процветания.
Доисторическая эпоха
Древнейшим антропоидом, обитавшим на территории современного Китая около 400-600 тысяч лет назад, был синантроп. Позднее сюда пришли первые представители вида сапиенс. Пришельцы скрещивались с потомками синантропа и положили начало эволюции современных монголоидов. Примерно 6-7 тысяч лет назад на территории Китая началась неолитическая революция. Предки китайцев стали осваивать сельское хозяйство, приручать животных и создавать первые произведения искусства.
Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ стали появляться первые протогосударственные образования. Археологи обнаружили в этом регионе несколько сложных дворцовых комплексов. Обитателям этих дворцов уже был известен рецепт бронзы. Самое известное городище этой эпохи располагалось в районе Аньян. В XVII веке до н. э. здесь возникло первое настоящее государство Шан (Инь), появление которого положило конец первобытной истории Китая.
Государство Шан (XVII-XI вв. до н. э.)
Обитатели государства Шан были знакомы с письменностью и возводили богатые усыпальницы для своих правителей — ванов, которых они почитали как посредников между Землёй и Небом. Также шанцы знали секрет изготовления шёлка. Во время раскопок в Аньяне и его окрестностях археологи нашли множество ремесленных изделий (бронзовое оружие, украшения, керамику), свидетельствовавших о высокой степени искусности шанских мастеров.
По всей видимости, в Шан производилось огромное количество сельскохозяйственной продукции, что позволило государству разбогатеть и стать наиболее влиятельным в регионе. В основе социального устройства Шан лежала крестьянская община, состоявшая из свободных и равноправных земледельцев. Рабами могли стать только военнопленные, которых отправляли на наиболее тяжёлые работы. Аристократия Шан делилась на кланы, каждый из которых имел свой статус и вес в обществе. Аристократия формировала довольно сложный и развитый бюрократический аппарат государства.
Государство Чжоу (XI—III вв. до н. э.)
Шанцы много воевали со своими соседями, расширяя свою территорию. Главным их врагом было племя чжоусцев, обитавшее к западу от Шан. Изначально чжоусцы обладали менее развитой культурой, но в XII веке предводителем племени стал Вэнь-ван – человек умный и амбициозный. Он поставил перед собой задачу покорить Шан, а для этого стал перенимать у своих соперников их способы ведения войны и некоторые другие достижения. При жизни Вэнь-вана поход на Шан так и не был осуществлён. Но его сын – У-ван — сумел в 1027 г. до н. э. одержать над шанцами победу, которая положила конец существованию Шан и стала началом становления царства Чжоу.
Нужно заметить, что У-ван уважительно относился к культуре Шан и культу шанских предков, вознося им жертвы. Более того, победитель даже возвёл на престол сына побеждённого вана. Возможно, такое поведение было продиктовано тем, что большинство шанцев не желали принимать правителя из враждебного племени. В любом случае, несмотря на формальное сохранение шанского государства, отныне ключевую роль в нём играли чжоусцы. После смерти У-вана его сын – Чжоу-гун – начал узурпацию власти, желая довести до конца то, что не закончил его отец. Он смог подавить начавшуюся в государстве смуту, после чего шанцы были вынуждены признать его своим законным правителем.
Для того чтобы утвердить свою власть, Чжоу-гун разработал концепцию Мандата Неба, согласно которой Небо само выбирает правителя для людей, исходя из того, насколько этот человек справедлив, мудр и благодетелен.
Конечно, из-за того, что чжоуские правители опирались на опыт своих предков – простых племенных вождей – и не умели управлять такими крупными образованиями как Шан, первые годы существования государства Чжоу были сложными. В какой-то момент государство вступило в эпоху раздробленности, которая завершилась только с падением самой династии Чжоу. Историю царства можно разбить на два периода:
- Западное Чжоу (1045-770 гг. до н. э.), когда династия Чжоу владела обширными территориями в бассейне Хуанхэ. Конец этой эпохи связан с гибелью Ю-вана в битве с враждебным племенем жун и бегством его сына на восток, куда новый ван и перенёс столицу.
- Восточное Чжоу (770-256 гг. до н. э.), когда Чжоу потеряли контроль над большей частью своих прежних владений, и фактически их государство превратилось в удельное княжество. Этот процесс был связан с укреплением периферийных уделов, князья которых хотя и признавали сакральный статус вана, осуществляли самостоятельную политику и создавали на своих землях отдельные маленькие государства. Всё это, в конечном счёте, привело к междоусобным войнам, вмешательству в дела государства других народов и распаду царства.
Период Восточного Чжоу также делится на два периода:
- на период Вёсен и Осеней (722-481 гг. до н. э.), когда лидеры цивилизованных княжеств предпочитали держаться вместе, чтобы противостоять «варварским» кочевым племенам;
- и на период Воюющих Царств (V в. до н. э. – 221 г. до н. э.), когда наиболее сильные государства бассейна Хуанхэ начали борьбу за первенство.
Возникновение и падение империи Цинь (221—206 гг. до н. э.). Империя Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.)
Хотя Китай переживал в эпоху Воюющих Царств очень тяжёлые времена, именно в это время началось медленное вызревание будущей централизованной китайской империи. Это был объективный исторический процесс, который должен был рано или поздно сменить эпоху раздробленности. Но, безусловно, были люди, ему способствующие. Многие китайские мыслители и философы предлагали свои способы преодоления междоусобиц и установления единой государственной модели. Так возникли философские школы:
- легистская (её сторонники считали, что все граждане равны, вне зависимости от происхождения, и имеют право на высокие чины, если обладают необходимыми способностями; а также, что государству необходимы жёсткие законы и что главное для благополучия государства – это экономика);
- конфуцианская (ученики Конфуция полагали, что во главе государства должна стоять аристократия; что важнее законов и суровых наказаний должна быть добродетель, а главным фактором успешного развития государства должны быть социальные отношения).
Идеи легизма нашли свою поддержку в государстве Цинь (царстве, располагавшемся на западе современного Китая). В IV в. до н. э. там был реализован комплекс реформ под руководством первого советника Шан Яна – одного из основоположников легизма. Эти реформы послужили толчком к наращиванию военной мощи Цинь. В середине III в. до н. э. циньская армия сумела разгромить несколько соседних царств. Уцелевшие попытались создать коалицию против Цинь, но безуспешно. В 256 г. до н. э. было покорено государство Чжоу. А в 221 циньский правитель Ин Чжэн покорил последнее сопротивлявшееся государство, положив конец эпохе Воюющих Царств и став хозяином всей Поднебесной. В честь победы Ин Чжэн принял новое имя – Цинь Шихуанди, что означало «первый священный император».
Чтобы избежать в будущем новой смуты, новый правитель:
- ликвидировал систему уделов;
- переселил в столицу из отдалённых областей множество аристократических семей;
- создал слаженную административную систему;
- оформил систему централизованного управления на местах;
- ввёл новое законодательство, которое гласило, что все жители империи отныне связаны круговой порукой и обязаны под страхом смертной казни сообщать чиновникам о любом подозрении на государственную измену.
Любителям истории Цинь Шихуанди запомнился, в первую очередь, как создатель Великой Китайской Стены и правитель, похороненный с огромной терракотовой армией. Подобные грандиозные проекты должны были подчеркнуть особый статус главы объединённого Китая.
Однако политика Цинь Шихуанди была слишком суровой. Опасаясь измены, он проводил массовые казни, уничтожал книги и вводил по всей стране казарменные порядки. Хотя недовольство населения постоянно возрастало, при жизни Цинь Шихуанди никто так и не решился на открытое противостояние власти: слишком велик был страх перед первым императором. Но после смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н. э. на престоле оказался его сын – Эр Шихуанди – человек слабовольный и далеко не столь проницательный как его отец. По всей стране прокатилась волна восстаний. В 207 г. до н. э. Эр Шихуанди был убит. После недолгого периода смуты и междоусобиц к власти в стране, наконец, пришёл один из лидеров повстанцев, выходец из крестьянской семьи – Лю Бан. В 202 г. до н. э. Лю Бан одержал окончательную победу над своими противниками и взошёл на престол под именем Гао-цзу, основав новую династию – Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.).
В отличие от жёстокого Цинь Шихуанди, ставившего превыше всего легистские законы, представители новой династии задумались о том, как улучшить жизнь простых китайцев и сгладить социальные противоречия.
Гао-цзу получил полуразрушенную страну, где всё ещё существовали сепаратистские очаги и где проживало огромное число разорённых бедняков. Новый император решил сохранить остатки легистской системы, но адаптировать её под нужды общества, понемногу заимствуя элементы конфуцианской модели. При нём улучшилось положение крестьян и мелких чиновников. Но каких-либо коренных изменений в период правления самого Гао-цзу и его ближайших потомков не было.
Эпоха перемен началась с приходом к власти правнука Гао-цзу – У-ди (140-87 гг. до н. э.), который сумел сделать конфуцианство прочной основой китайского государства и, в итоге, окончательно оформил централизованный аппарат власти. Хотя после смерти У-ди начался очередной кризис, на этот раз ничего не угрожало самой целостности государства и его дальнейшему развитию в духе конфуцианской традиции. Эпоха У-ди была периодом расцвета страны. Резко увеличилось народонаселение; по всему Китаю шло строительство ирригационных каналов, дорог; осваивались новые пахотные земли; снизились налоги. Новый император реализовал несколько важных проектов:
- ввёл государственные монополии на важные отрасли экономики;
- создал систему государственных предприятий;
- ввёл новую административную систему и стал бороться с оппозиционными настроениями среди знати.
Именно при У-ди была организована экспедиция Чжан Цяня – человека, благодаря которому Китай наладил торговые связи со Средней Азией и, в дальнейшем, был организован Великий шёлковый путь. Кроме того, император был успешным полководцем, подчинившим Китаю часть Вьетнама и Кореи.
Преемники У-ди не обладали его талантами. Одной из главных причин кризиса ханьского Китая стало имущественное расслоение внутри крестьянской общины. Разбогатевшие землевладельцы контролировали общественную жизнь вокруг своего имения и даже создавали собственные военные отряды, а обездоленные крестьяне становились батраками у богачей. Постепенно вся местная администрация стала формироваться из крупных землевладельцев. Итогом этих процессов стало ослабевание центральной власти и потеря прежних позиций «старой» придворной аристократией.
Бороться с кризисными явлениями попытался Ван Ман (9-23 гг. н. э.), захвативший престол и объявивший себя представителем новой династии – Синь. Ван Ман объявил все земли государственными, запретил их куплю-продажу и потребовал, чтобы богачи распределили свои земли между своими рабами и батраками. Работорговля была запрещена, а все бывшие рабы были взяты под покровительство государства. Для того чтобы бороться с недовольными и воплощать все свои проекты в жизнь, император повысил налоги, что только усилило волнения. Из-за кризиса и внутренней смуты чиновники перестали следить за рекой Хуанхэ и расположенными на ней гидротехническими сооружениями, поэтому, когда реке пришло время сменить русло, сотни тысяч людей погибли в её водах. Ван Ман решил, что так Небо выразило недовольство его реформами, и публично покаялся. Преобразования были брошены, а страна погрузилась в междоусобные войны. Ван Ман пал от руки заговорщиков, а по всему Китаю действовали повстанческие отряды.
В 25 году на престол взошёл представитель прежней династии Хань – Гуан У-ди. Он стал проводить в жизнь реформы Ван Мана, но более взвешенно и умеренно. В итоге, новому императору и его преемникам удалось установить в стране мир и спокойствие. Но уже на рубеже I-II веков началось формирование предпосылок для традиционного китайского династического кризиса. Падение династии Хань было связано со следующими причинами:
- прекращением поступлений налогов в казну (несмотря на запрет продажи земель, бедняки продолжали закладывать свои участки, а богатые землевладельцы откупались от высоких налогов, давая взятки местным чиновникам);
- маргинализацией беднейших слоёв населения;
- интригами при императорском дворе;
- недовольством в провинциях: постоянно сменяющиеся при дворе временщики (евнухи, родственники императриц, фавориты) нещадно грабили простых китайцев.
В конце II века началось Восстание Жёлтых Повязок. Бунтовщики выступали за равенство и свержение династии Хань.
Период раздробленности (Троецарствие, государство Цзинь, Южные и Северные династии)
С конца II века Китай погрузился в хаос и анархию. О масштабах разрушений свидетельствую цифры: в течение III века население страны сократилось более чем в три раза. Причиной гибели людей были не только междоусобные войны, но также голод, стихийные бедствия и эпидемии.
Троецарствие (220-280)
Последние императоры Хань были управляемыми марионетками в руках временщиков. В 216 году Восстание Жёлтых Повязок было подавлено полководцем Цао Цао. Он объединил под своей властью северные части бывшего государства Хань и формально управлял этой территорией. Сын Цао Цао – Цао Пэй – лишил престола последнего ханьского императора и объявил себя основателем новой династии – Вэй.
Одновременно на юго-западе империи возникло государство Шу, а на юго-востоке – У. Три царства воевали друг с другом и со степными кочевниками. В 249 году власть в царстве Вэй захватил военачальник Сыма И. Он уничтожил всех представителей клана Цао, а его потомки основали новую династию – Цзинь. В 263 году Вэй разгромила царство Шу и присоединила его к себе, а в 280 году – пало У. На этом эпоха Эпоха Троецарствия в Китае закончилась.
Государство Цзинь (280-420 гг.)
Императоры из династии Цзинь предприняли попытку восстановить целостность Китая. Для поддержания социальной стабильности они стали выделять земельные участки всем трудоспособным мужчинам, вне зависимости от их статуса. Однако Цзинь так и не удалось установить контроль над окраинными землями, где действовали отряды повстанцев. Окончательно силы государства Цзинь подорвала междоусобная война между родственниками покойного императора. Разорённый и слабый Китай стал лёгкой добычей для степных кочевников.
Южные и Северные династии (420-589 гг.)
В III-IV веках к северу от Китая начался процесс Великого Переселения народов. Орды кочевников шли из восточной Азии и Южной Сибири в Европу. Однако многие из них предпочитали осесть на границах Китая, основывая собственные варварские государства и организовывая набеги на соседей. Первое серьёзное вторжение кочевников — гуннов — произошло в начале IV века. Пришельцам удалось захватить цзиньского императора и казнить его. Уцелевшие придворные вместе с наследником престола бежали из бассейна Хуанхэ, оставив наиболее развитые северные части государства врагу. Вслед за гуннами на незащищённые границы богатой империи хлынули новые потоки завоевателей.
Это вторжение положило начало эпохе Южных и Северных династий. Испуганные китайцы бежали от врага на юг, тесня местных жителей и отнимая их землю. Между пришельцами и аборигенами начались вооружённые столкновения. В этих условиях императоры ничего не могли поделать. В начале V века во время очередного крестьянского восстания династия Цзинь была свергнута с престола. После этого в Нанкине сменилось 4 императорских династии. Правители этих династий не верили в то, что могут вернуть себе контроль над севером страны, поэтому даже не предпринимали попыток изгнать кочевников.
Север, между тем, пустел. Люди гибли от голода и болезней. Исчезло денежное обращение и торговля уступила своё место бартеру, поля не обрабатывались, ирригационные системы разрушались. Завоевателям вовсе не была нужна разорённая земля, не приносившая никаких богатств. Поэтому они заимствовали китайскую систему управления и начали наводить порядок на севере. На тот момент северный Китая возглавляла династия завоевателей – Вэй (не имеет отношения к одноимённому государству, существовавшему в эпоху Троецарствия), которую основал вождь сяньбийских племён, вторгшихся в Китай. Вэйский двор стал заимствовать китайские порядки и способы управления для восстановления разорённого края. Началась раздача земельных наделов, восстанавливалась налоговая система, была основана новая столица в Лояне. Примечательно, что династия Вэй заимствовала не только систему государственного управления Китая, но и китайскую культуру. Синьбяйцы стали брать китайские имена и пользоваться только китайским языком. Открыто поощрялись смешанные браки, синьбяйцы даже отказались от своих традиционных верований в пользу конфуцианства и культа Неба. Но, несмотря на то, что династия Вэй многое сделала для восстановления региона, она была слишком слаба и вскоре распалась.
Государство Суй (581—618)
Благодаря тому, что различия между пришлыми племенами и коренным населением постепенно исчезали, стало возможным объединение Севера и Юга Китая. Этот союз был просто необходим в условиях возникновения Тюркского каганата – кочевого государства, грозившего Китаю новым вторжением. Национальное единство Китая было восстановлено под властью северо-западного царства Чжоу. В 581 году борьба с сепаратизмом прекратилась и во главе государства встала новая династия – Суй, представленная всего тремя императорами. Так закончился почти четырёхвековой период раскола и началась эпоха государственного строительства.
При Суй началось возведение новых городов и восстановление старых, пострадавших от вторжений кочевников. Прекращение смуты вызвало культурный и экономический подъём. Бурно развивались ремесло и искусство, налаживалась внутренняя и внешняя торговля, распахивались под посевы новые земли.
Императоры Суй были приверженцами конфуцианства, поэтому окружили себя учёными и философами, разрабатывавшими политический курс государства. В эпоху Суй появилась система экзаменов для лиц, желающих стать чиновниками. В конце VI — начале VII веков было реализовано два важных строительных проекта: реконструкция Великой Китайской стены и строительство Великого канала, соединившего Хуанхэ и Янцзы.
Сначала политика Суй была направлена на улучшение благосостояния простых китайцев: были уменьшены налоги, розданы наделы земли, отменялись винная и соляная монополии. Но затем императоры перешли к агрессивной внешней политике, требовавшей крупных денежных вливаний, и снова подняли налоги. Деньги шли, в основном, на ведение корейских войн, окончившихся для Китая неудачей. Начались народные волнения, во главе которых встал родственник императора Ли Юань. После гибели императора Ли Юань объявил себя новым правителем и основателем династии Тан.
Государство Тан (618—907)
Эпоха Тан считается расцветом средневекового Китая. Этой династии полностью удалось искоренить последствия смуты, обеспечить всех нуждающихся землёй и наладить постоянный приток налогов в казну. При Тан возникла стройная социальная структура, пронизанная единой религиозно-этической концепцией и ставшая базой для развития Китая на многие века вперёд.
Безусловным достижением танской династии стала кодификация законов и полученный в результате её юридический кодекс «Тан люй шуи» (737). Кодекс был написан в духе конфуцианства и предусматривал строжайшую регламентацию всех сторон общественной жизни.
Танские императоры много и успешно воевали, размещая свои гарнизоны по всему Великому шёлковому пути. Они противостояли Тюркскому каганату, уничтожили государство Гаочан, вели войну с уйгурами, а также вторглись в Корею. Впрочем, Китай далеко не все внешнеполитические вопросы решал исключительно с оружием в руках. Со многими соседями были установлены дипломатические отношения. Так, танские императоры обменивались послами с Сасанидским Ираном, Японией, Тибетом, Индией, Камбоджей и Византией. При этом китайские императоры старались подчеркнуть своё исключительное положение и пусть даже номинальное главенство над другими странами.
Пиком развития танского Китая стало правление Сюань-цзуна (712-756) – великого законодателя, при котором бурно развивалось сельское хозяйство и наблюдался расцвет культуры. Однако уже в конце его правления в стране началось формирование предпосылок для нового кризиса. Богатые землевладельцы делали всё, чтобы прогнать крестьян с их законных земель и превратить в батраков. Императоры не только не препятствовали этому явлению, но иногда и поощряли его. Свою ошибку правители поняли только тогда, когда значительно уменьшился приток налогов в казну. Было предпринято несколько попыток вернуть крестьянам земли, но они не увенчались успехом.
Неудачи начались и во внешней политике. Китай стремительно терял контроль над приграничными областями и Великим шёлковым путём. Губернаторы отказывались подчиняться столице и даже восставали против императора. Несмотря на реформы в налоговой системе и преобразование сферы земельных отношений, нарастал новый династический кризис. В IX веке для того, чтобы хоть как-то пополнить казну, власти начали конфискацию земель у буддийских монастырей. Параллельно сокращалось содержание драгоценных металлов в монетах, что привело к инфляции и дестабилизации финансовой системы. По всей стране хозяйничали контрабандисты и разбойники.
В конце IX века недовольства населения вылились в крестьянскую войну под руководством Хуан Чао. Восставшие убивали чиновников и богачей, разоряли их дома и не желали подчиняться власти императора. Хотя восстание было подавлено, династический кризис продолжил своё развитие. В 907 году последний император из династии Тан был свергнут очередным лидером бунтовщиков. Страна раскололась на множество враждующих княжеств. Если на юге достаточно скоро установился мир, то на севере междоусобная война приобрела затяжной и ожесточённый характер. Ситуация осложнялась вмешательством в конфликт правителей государства Ляо, образовавшегося на северо-востоке Китая и с каждым годом захватывавшего всё больше земель. Однако перед лицом нового врага китайцы сумели сплотиться и создать объединённую армию. В её главе встал полководец Чжан Куанъин, позже провозглашённый основателем новой династии – Сун.
Государство Сун (960—1279)
Сунским императорам не удалось вернуть земли, захваченные Ляо. Однако они весьма успешно проводили политику централизации страны и укрепления вертикали власти. Серьёзной проблемой для новой династии стали многочисленные кочевые государства, образовавшиеся вокруг границ Китая. Увлекшись решением внутренних проблем, сунские императоры не могли должным образом защищать границы своего государства, что, в конечном итоге, привело к крушению их империи. Главными противниками сунского Китая были:
- основанное народом киданей государство Ляо, в казну которого китайцы выплачивали огромную дань;
- Западное Ся, с которым постоянно возникали пограничные стычки и которому Китай также стал выплачивать дань.
Сунские императоры, как и их предшественники, столкнулись с проблемой сокращения налоговых поступлений на фоне захвата крестьянских и казённых земель крупными землевладельцами. Обнищавшие крестьяне с конца X века организовывали постоянные восстания. Одновременно возник раскол и среди чиновников: многие понимали необходимость перемен и ратовали за скорейшие реформы. Некоторые из предложенных проектов были реализованы в течение XI века. В частности:
- началась борьба с ростовщиками и спекулянтами;
- появилась система выдачи зерна для крестьян из государственных амбаров под небольшой процент;
- была укреплена армия.
Впрочем, реформы не возымели особого эффекта. Все они, так или иначе, были направлены на консервацию существующих устоев и не затрагивали самой сути социально-экономических отношений в деревне.
Однако, несмотря на неудачи в аграрном секторе, в эпоху Сун активно развивались торговля и ремёсла, строились новые города. В определённом смысле это была эпоха культурного подъёма.
В начале XII века Китай потрясла новая волна восстаний, толчком к которым послужило введение налога на занятие некоторыми традиционными промыслами. Восставшие обвиняли власти в несостоятельности и продажности, но больше всего их возмущала выплата дани в казну Ляо и Западного Ся. Волнения были подавлены, но сунские императоры и сами понимали, что находятся в унизительной зависимости от своих северных соседей, поэтому стали искать военно-политических союзников. Было решено заключить союз с чжурчжэнями, основавшими государство Цзинь на севере современного Китая. Сунские императоры и чжурчжэни начали борьбу с киданями, в результате которой Ляо пало. После этого бывшие союзники чжурчжэни обратили свои взоры на сам Китай. Война с Ляо выявила слабость и неорганизованность китайской армии, и в начале 1126 года войско чжурчжэней, почти не встречая сопротивления, вторглось в Китай.
Сунские императоры предпочли сдаться и умилостивить врага, передав ему обширные области к северу от Хуанхэ, что вызвало возмущение простых китайцев. Между тем, чжурчжэни захватили императорскую столицу Кайфын и взяли в плен самого императора. Придворные вместе со старшим сыном пленённого императора были вынуждены бежать на юг – в Ханчжоу, ставший новой столицей династии Сун. Возмущённые крестьяне и ремесленники стали сами браться за оружие, чтобы изгнать врага со своей земли. Одновременно они убивали чиновников и выступали за свержение Сун, показавшей в этой ситуации полнейшую несостоятельность. Война с чжурчжэнями завершилась только в 1142 году. Согласно условиям мирного договора, Китай передал Цзинь огромное количество серебра и шёлка, а также часть северных территорий.
Добытый величайшей ценой «позорный мир с варварами» всё же позволил сунскому Китаю просуществовать ещё целый век и даже преуспеть в культурном, торговом и ремесленном плане, пока над государством не нависла новая угроза.
Монгольское завоевание Китая и государство Юань (1280—1368)
В XII веке на территории Сибири, Алтая и современной Монголии проживало множество кочевых племён, за которыми позже закрепилось единое название – монголы. В начале XIII века среди множества племенных князей выделился Темучин, позже получивший имя Чингисхан. Он объединил под своей властью все монгольские племена и начал череду завоевательных походов. Сначала монголы подчинили себе Западное Ся, Корею и Цзинь. Борьба с чжурчжэнями была продолжительной и ожесточённой, поэтому монгольский хан обратился к сунскому императору и предложил ему заключить античжурчжэньский союз, посулив возвращение исконных китайских земель обратно в состав империи. В 1234 году государство Цзинь пало и повторилась ситуация, с которой сунский император столкнулся в XII веке: бывшие союзники обратили оружие против Китая. Несмотря на слабость Китая, борьба была долгой. Монгольские войска заняли Ханьчжоу только в 1276 году, но даже после этого простые китайцы на протяжении 4 лет продолжали бороться с врагом.
В 1280 году Китай стал частью огромной монгольской империи. Монгольская династия, правившая Китаем в течение последующих 88 лет, получила имя «Юань». Несмотря на победу, завоеватели оказались в весьма затруднительной ситуации: страна находилась в состоянии системного кризиса и упадка, а местное население категорически не желало мириться с властью иноземцев. Поскольку китайская культура управления государством была намного более древней и упорядоченной, чем монгольская, хану пришлось заимствовать местные порядки, чтобы управлять новыми владениями. Он даже перенёс свою столицу на территорию Китая, основав город Дайду на месте современного Пекина. Хотя доступ к высшим управленческим постам для коренных китайцев был закрыт, завоевателям пришлось находить подход к китайским интеллектуалам: философам-конфуцианцам, врачам, чиновникам и учителям. Для того чтобы подтвердить легитимность династии Юань, была написана история правления предыдущих династии, преемниками которых себя объявили монголы. Постепенно завоеватели полностью ассимилировались и стали более походить на китайцев, чем на монголов.
Особое недовольство местного населения вызывала налоговая политика Юань, приводившая к разорению крестьян и ремесленников. Ситуация усугубилась из-за разливов Хуанхэ, унесших немало жизней и приведших к разрушению сёл, городов и затоплению полей. Убытки император попытался покрыть за счёт введения в оборот бумажных денег. Но это только усугубило финансовый кризис и привело к сильной инфляции. Китайцы готовились к массовым выступлениям, и монголы перешли к крайним мерам: запретили хранение оружия и начали истребление представителей пяти самых распространённых в Китае фамилий. Религиозные гуру, астрологи и философы проповедовали о скором конце света, активизировались секты, призывавшие людей сбросить иго иноземцев. Центром антимонгольского движения стала религиозная организация «Общество Белого Лотоса». В 1351 году восстания охватили почти весь Китай. Один из лидеров повстанцев – беглый монах Чжу Юаньчжан – сумел со своими людьми сумел подчинить себе несколько крупных городов и выдвинуться на Дайду. Последний юаньский император был вынужден бежать, а Чжу Юаньчжан стал новым правителем Китая и основателем династии Мин.
Государство Мин (1368—1644)
Новому императору предстояло ещё около 20 лет бороться за объединение Китая. Чжу Юаньчжан не доверял чиновникам, поэтому сделал всё, чтобы сосредоточить в своих руках максимальную власть. Его правление сопровождалось массовыми репрессиями против знати. Зато крестьяне, напротив, казались первому минскому императору надёжной опорой престола. Это отношение к подданным красной линией проходило через политику всех последующих императоров Мин. Для укрепления крестьянских общин были проведены следующие мероприятия:
- большая часть земель становилась собственностью государства, и только император в этих условиях мог быть арендатором;
- была упорядочена налоговая система;
- контроль над крестьянскими общинами был возложен на старост, все члены общины связывались круговой порукой.
Также была введена всеобщая трудовая повинность, благодаря чему минским императорам удалось осуществить несколько крупных строительных проектов и усовершенствовать ирригационную систему.
В целом, эпоха Мин характеризовалась развитием ремёсел, широким книгопечатанием, массовым строительством кораблей и расширением внешнеполитических связей, в том числе, и с европейцами. Но, несмотря на внешний лоск, и при этой династии началось разворачивание очередного кризиса. Народонаселение росло, в то время как количество пахотных земель не увеличивалось. Государство постоянно беспокоили набеги маньчжуров – потомков чжурчжэней, уцелевших после разгрома Цзинь, с которыми китайским императорам было всё сложнее и сложнее бороться. Параллельно при императорском дворе началась ожесточённая политическая борьба.
На протяжении XVI-XVII веков ключевую роль при дворе стали играть евнухи, обслуживавшие гарем императора. Они брали взятки, расхищали казну и навязывали императорам собственное видение государственной политики. Евнухи оттесняли от управления профессиональных чиновников и разрушали систему управления государством. В начале XVI века многие видные сановники обратились к императору с просьбой навести порядок при дворе, провести ряд реформ и разобраться с коррупцией. Однако на реформаторов обрушились жестокие репрессии. В конце XVI века сторонникам реформ удалось воздействовать на императора и реализовать некоторые полезные преобразования, но впоследствии евнухи всё равно перехватили инициативу и расправились с наиболее талантливыми государственными мужами минского двора.
Очередному династийному циклу предстояло завершиться в середине XVII века. Нехватка земель и рост налогов привели к крестьянскому восстанию 1628-1644 годов. Повстанцы были хорошо организованы, им удалось создать собственную боеспособную армию и взять Пекин, почти не встретив сопротивления со стороны правительственных войск. Последний минский император был вынужден покончить с собой.
Повстанцы занялись наведением порядка в стране. Для этого они создали собственные органы управления (построенные, впрочем, на традиционных китайских политических принципах) и занялись восстановлением разрушенных во время гражданской войны ремесла, торговли и сельского хозяйства. Но все эти проекты требовали больших денежных вливаний, новое правительство было вынуждено вернуть большинство минских налогов, что вызвало массовые возмущения по всей стране. В то время пока новая династия боролась с внутренней угрозой, не меньшая опасность возникла за пределами Китая. Воинственные маньчжуры закончили процесс политической консолидации и создали собственное государство – Цин. Отряды маньчжурской восьмизнамённой армии с начала 1640-х годов совершали набеги на окраины Китая, уводя с собой множество пленных. В 1644 году маньчжуры предприняли масштабный поход на Пекин, взяли город, свергли повстанческое правительство и возвели на престол одного из сыновей маньчжурского хана. Так в Китае начался очередной династийный цикл, в течение которого страной управляла маньчжурская династия Цин.
Империя Цин (1644—1911)
Китайцы на протяжении нескольких лет пытались прогнать завоевателей со своей земли. Последние очаги сопротивления маньчжурам удалось сломить только в 1683 году. Неудачи коренного населения были связаны с невозможностью объединения разрозненных отрядов повстанцев и гибкой политикой новой династии, сумевшей с помощью отмены некоторых налогов привлечь на свою сторону жителей многих провинций.
Расцвет Цинской династии
Хотя маньчжуры были чужаками в Китае, они сумели создать прочную политическую систему, которая сумела просуществовать более 250 лет. Первые цинские императоры действовали очень продуманно и осторожно. Они занялись восстановлением полуразрушенной страны, что привело к невиданному демографическому взрыву XVIII века. На первых порах рост населения способствовал расцвету цинской державы: началось бурное развитие сельского хозяйства и освоение заброшенных земель. Происходило восстановление ремёсел и торговли. Маньчжуры, сами в прошлом кочевники, чётко осознавали ту опасность, которую представляют для Китая соседние кочевые государства. Поэтому провели ряд успешных военных походов против Кашгарии и Джунгарии. Именно при Цин в состав Китая вошёл Тибет, где до сих пор сохраняются определённая политическая напряжённость и нежелание подчиняться Пекину. Также цинские императоры вели войны (не столь, правда, успешные) против Бирмы и Вьетнама. Почти весь XVIII век прошёл в военных походах, которые значительно расширили границы Китая и укрепили его международный авторитет.
Также столкновения происходили между Китаем и Россией, начавшей в это время освоение Дальнего Востока. Несмотря на сложности в отношениях двух держав, им удалось установить дипломатические отношения и наладить торговлю. Параллельно установились экономические связи Китая с Голландией и Великобританией. При этом китайцы, выполняя те или иные дипломатические процедуры, старались всячески подчёркивать свою исключительность и пренебрежение к «западным варварам». Китайские товары текли рекой в Европу и Америку, однако, сами китайцы категорически отказывались покупать европейские товары, особенно, за дефицитное в Европе серебро, и практически не пускали в свою страну иностранцев. Китайцы не нуждались ни в продуктах европейской промышленности, производя всё необходимое своими силами, ни в европейских науке и культуре. Поэтому, несмотря на налаживание внешней торговли в эпоху Цин, государство оставалось закрытым для чужеземцев.
Национальная политика Цин была достаточно противоречивой. С одной стороны, было сделано очень многое для развития китайской культуры. Были опубликованы многие забытые литературные памятники, каждый год появлялись новые труды по науке и философии. Но с другой стороны, маньчжуры строго карали за любую критику их порядков и попытку осудить завоевание Китая.
Полоса кризиса
В целом, XVIII столетие было эпохой расцвета для Китайской империи. Однако в конце века обозначились застойные явления, предвещающие наступление очередного династийного кризиса. Завоевания Цин требовали огромных денег, поэтому правительство было вынуждено вводить новые налоги. Чиновники разворовывали казну, забирая себе деньги, которые должны были пойти на строительство ирригационных сооружений или другие важные проекты. Негативно сказывался на положении простых китайцев и демографический бум, выведший страну из кризиса в начале века. Китай оказался перенаселённым: земель стало не хватать, население стремительно нищало. Конечно, Цины присоединили к Китаю огромные пространства, но всё это были пустынные земли, непригодные для сельского хозяйства.
Обездоленные крестьяне примыкали к разбойничьим шайкам или сектам, занимавшимся антиправительственной агитацией. Одной из самых популярных сект того периода стало «Общество Белого Лотоса», пропагандировавшее:
- имущественное равенство;
- свержение маньчжуров;
- необходимость создания общества, построенного на принципах справедливости и взаимовыручки.
В 1796 году члены «Общества Белого Лотоса» подняли народное восстание, с которым правительство было вынуждено бороться на протяжении 8 лет. Поражение восставших вовсе не привело к умиротворению. Китайцы продолжали создавать тайные общества и готовились к борьбе с ненавистной цинской династией.
Разрушение самоизоляции Китая
Пока в Китае нарастало народное движение, к решительному удару готовились и англичане, недовольные тем, что китайцы отказываются покупать их товары. Европа готовилась разрушить самоизоляцию Китая и открыть его для всего мира. Катастрофе предстояло случиться в середине XIX века. Англичане постоянно искали товар, который мог бы быть воспринят китайским рынком, и, наконец, нашли его. Из колониальной Индии англичане начали поставлять в Китай опиум. Китайцы быстро пристрастились к опиокурению. Местные купцы стали отдавать британцам серебро в обмен на наркотик, что стало неплохим подспорьем для английской экономики. Вред и порочность опиокурения были очевидны для всех, однако, китайцы игнорировали запретительные указы императоров и продолжали употреблять наркотики. Наркомания распространялась и среди высшего чиновничества и офицерства.
Эффективную борьбу с наркоторговлей начал чиновник Линь Цзэсюй, получивший от императора почти неограниченные полномочия. Он уничтожал склады с опиумом и сурово карал контрабандистов. Но англичане, не терпевшие того, чтобы кто-то затрагивал их политические или финансовые интересы, стали готовиться к войне с Китаем.
Всего Китай пережил две Опиумные войны:
- 1840-1842 годов, по итогам которой, англичане получили право торговать в нескольких китайских портах и огромное количество серебра;
- 1856-1860 годов, в ходе которой Китаю пришлось столкнуться с агрессией со стороны не только англичан, но также французов и американцев. Ситуация во время второй Опиумной войны была осложнена тем, что в это же время внутри Китая шла гражданская война: в 1850-1864 годах правительству пришлось бороться с восстанием тайпинов. Тайпинское восстание стало одной из самых масштабных крестьянских войн в истории Китая. Повстанцам удалось установить контроль над множеством крупных городов и даже создать собственное государство. В 1860 году Китай заключил мир с европейскими захватчиками. В обмен на расширение торговых привилегий, серебро и дешёвую рабочую силу европейцы помогли императору расправиться с тайпинами.
Итогом Опиумных войн стало разрушение прежних устоев, нищета, потеря огромных территорий, вторжение европейцев с их порядками и падение национального авторитета. На те территории, которые некогда были вассальными по отношению к Китаю, стали проникать представители других держав. В ходе франко-китайской войны 1884-1885 от Китая откололся Вьетнам. В том же 1884 году из сферы геополитического влияния Китая вышла Корея, переориентировавшаяся на Японию – тоже бывшего, пусть и формального, сюзерена Поднебесной. Позже – в 1894 году – на территории Кореи произошло военное столкновение между японскими и китайскими войсками, окончившееся сокрушительным поражением Китая.
Политика реформ второй половины XIX века и возникновение революционного движения
Разумеется, власти Китая пытались предпринять какие-то действия, которые позволили бы им укрепить государство и возродить его прежнее величие. Изначально цинский двор противился заимствованию любого западного опыта или технических достижений. Но в конце XIX века среди образованной китайской молодёжи из привилегированных слоёв общества возникло движение реформаторов, возглавляемое Кан Ювэем. Реформаторы считали, что Китай должен принять мировой научно-технический прогресс, не отрекаясь при этом от традиционных конфуцианских идеалов. Политическое устройство тоже должно было постепенно измениться. Образцом для Китая, по мнению реформаторов, должна была стать Япония, где в ходе реставрации Мэйдзи, установилась конституционная монархия.
В 1895 году реформаторы обнародовали свою программу, которая сразу внесла раскол в общество. При императорском дворе сразу образовались две враждующие группировки:
- императора Гуансюя, искренне желавшего лучшего для своей страны и готового на перемены;
- вдовствующей императрицы ЦыСи – тётки императора, консервативной и властолюбивой женщины, не желавшей ничего менять.
Одновременно с политической борьбой при дворе Китаю пришлось снова столкнуться с нападками западных держав. Германия, Россия и Франция пытались выжать из Китая максимум, вынуждая императора передавать им в аренду стратегически важные участки побережья и расширять права иностранных купцов.
В 1898 году Гуансюй решился открыто поддержать реформаторов, начав «100 дней реформ», в течение которых он подписал около 60 указов. Содержание реформ было следующим:
- создание новых министерств и ведомств;
- модернизация хозяйства;
- борьба с бюрократией;
- заимствование западных научных достижений.
Цыси и её сторонники стали готовить государственный переворот, чтобы провести реставрацию старых порядков. Гуансюй, узнав о замыслах тётки, обратился за помощью к генералу Юань Шикаю, под руководством которого находились наиболее боеспособные части китайской армии. Планировалось, что Юань Шикай расправится с наиболее радикальным и фанатичным сторонником Цыси – Жун Лу. Однако генерал предал своего императора, сообщив о готовящемся заговоре Цыси. Провал заговора привёл к казни нескольких реформаторов и бегству Кан Ювэя.
Реформы провалились. Идеи Кан Ювэя и его сторонников были поняты и приняты только представителями интеллигенции, до купцов, ремесленников и крестьян их проекты просто не дошли, поскольку осуждение реформ шло исключительно при дворе. Однако оппозиция продолжала крепнуть. Но на этот раз её представляли не интеллигенты-реформаторы, а милитаристские клики, возникающие в отдалённых от столицы регионах. Впрочем, несмотря на ненависть к маньчжурам, военные элиты пока не смели покуситься на императора. Второй антиманьчжурской силой стало революционное движение, возглавляемое врачом Сунь Ятсеном.
В 1894 году на Гавайях Сунь Ятсен создал кружок «Союз Возрождения Китая», куда стали вступать китайские эмигранты, купцы и интеллигенты, желавшие изгнать маньчжуров и взять лучшее из западной культуры для своей страны. Члены кружка планировали восстание против Цин. Однако их первая попытка поднять мятеж в Гуанчжоу провалилась. Сунь Ятсен надолго стал изгнанником, однако, не оставлял попыток организовать революцию в Китае, находясь за рубежом.
Пока интеллигенция и военные бездействовали, инициатива перешла к народным массам. На рубеже XIX-XX веков в Китае возникло массовое народное движение «Ихэтуань» (в западной историографии описываемое восстание получило название «боксёрское», поскольку ихэтуани хорошо владели боевым искусством ушу). Если революционеры и реформаторы благосклонно относились к западной культуре, то ихэтуани ненавидели всё иностранное. Цыси решила использовать повстанцев в своих интересах и направить их гнев против хозяйничавших в стране чужеземцев. Однако плохо организованные ихэтуани были бессильны против хорошо обученных и вооружённых европейских войск. Против бунтовщиков объединились армии сразу восьми иностранных держав. Гуансюй и Цыси были вынуждены бежать из Пекина. Европейские страны, а также Россия и Япония совместными усилиями подавили восстание ихэтуаней и потребовали с китайского двора немалые деньги за предоставленные услуги. Цы Си и Гуансюй были вынуждены согласиться на требования. Итогом восстания стало превращение Китая в полуколонию.
Революция 1911 года и создание Китайской Республики
Всё же император Гуансюй не оставлял попыток преодолеть кризис. После очередной катастрофы, он мобилизовал все ресурсы государства и занялся развитием торговли, укреплением армии и модернизацией политической системы на западный манер. Однако его осторожные половинчатые реформы не устраивали население. Китайцы нуждались в полной защите внутреннего рынка от иностранных товаров, многие вспоминали о проектах Кан Ювэя и требовали их реализации. В этих сложных условиях Гуансюй решился на создание конституции, введение которой должно было ознаменовать новую эпоху в истории Китая. Однако император не успел реализовать свои замыслы. В 1908 году он умер, а вслед за ним скончалась и Цы Си. Новым императором стал малолетний Пу И, не способный пока управлять государством. Отсутствие верховной власти благотворно сказалось на либеральной оппозиции, которая выступила за ускоренный переход к конституционной монархии.
Однако в Китае оставалась ещё одна политическая сила – представители революционного движения, среди которых большинство было сторонниками Сунь Ятсена. Сунь Ятсен предлагал народу свою программу, состоящую из трёх ключевых принципов:
- национализм (свержение маньчжурской династии);
- демократизм (установление республиканской формы правления);
- народное благоденствие (решение аграрного вопроса).
В отличие от либеральной оппозиции, желавшей создать в Китае капиталистическую экономику западного образца, Сунь Ятсен считал, что будущее Китая должно быть коммунистическим.
Сторонники Сунь Ятсена и представители других революционных кружков не раз пытались поднять общекитайское восстание, но только в 1911 году их попытки увенчались успехом. Так началась Синьхайская революция, положившая конец монархии в Китае.
Первый успех позволил революционерам создать собственное правительство и заняться широкой пропагандой. К революционерам стали примыкать либералы, военные и представители мелкого чиновничества. Подавление революции было возложено на плечи Юань Шикая, получившего пост премьер-министра и почти не ограниченную власть. Хитрый генерал, понимавший, что дни маньчжурского владычества сочтены, начал переговоры с повстанцами, в надежде самому занять пост главы государства.
В конце 1911 года революция победила. В начале следующего года Пу И был вынужден отречься от престола. Хотя больше он не участвовал в политике, за бывшим императором сохранился титул, кроме того, ему стали выплачивать регулярное денежное содержание. Отныне Китаю предстояло быть республикой. Временным президентом страны стал Сунь Ятсен, позже этот пост был передан Юань Шикаю. Первые реформы нового государства носили прогрессивный и демократический характер:
- была запрещена торговля людьми;
- были отменены многие обычаи и порядки, наносившие китайскому обществу больше вреда, чем пользы (например, бинтование ног девочкам);
- запрещалось курение опиума;
- были провозглашены основные права и свободы граждан и т. д.
Однако дальнейшее развитие республиканского строя в Китае застопорилось. Вскоре после победы революции страна раскололась на два лагеря: сторонников Сунь Ятсена и Юань Шикая. Если первого поддерживал простой народ, то второго – люди состоятельные, занимавшие высокие посты в эпоху Цин, и военные. Чтобы защитить свои идеи, Сунь Ятсен создал политическую партию Гоминьдан. Гоминьдан пользовался большой популярностью, его члены занимали большую часть кресел в китайском парламенте. Такое положение вещей, разумеется, не могло устраивать властолюбивого Юань Шикая. Поэтому президент занялся объединением оппозиции, не желавшей мириться с революцией, и создал собственную Прогрессивную партию. Параллельно вероломный генерал начал мобилизацию армии, готовый воспользоваться ей в том случае, если парламентские методы борьбы не приведут к нужным результатам.
В 1913 году противостояние двух политических центров вылилось в вооружённое столкновение: военизированный север страны стал оплотом Юань Шикая, а на сельскохозяйственном юге нарастало стихийное народное движение. Несмотря на все усилия, Сунь Ятсену и его сторонникам не удалось удержать верх над президентом. Попытка нового переворота провалилась, Юань Шикай стал хозяином положения, запретил деятельность Гоминьдана и стал готовить новую конституцию, согласно которой он получал ничем не ограниченную власть.
Китай в годы Первой Мировой войны и эра милитаристов
Пока Юань Шикай праздновал победу над политическими противниками и возрождал монархические атрибуты, вся Европа готовилась к Первой Мировой войне. Юань Шикай рассчитывал, что война не затронет Китай, поэтому заявил о своём нейтралитете. Однако обстоятельства сложились иначе: сразу после начала боевых действий в Европе, японское правительство отправило Юань Шикаю ультиматум, согласно которому, китайский президент должен был уступить Японии часть земель, ввести японцев на все важные политические и армейские посты и передать в распоряжение Токио часть важных промышленных предприятий.
Юань Шикай принял предложение Японии, чем сразу оттолкнул от себя своих бывших сторонников и страны Антанты. Он попытался возродить монархию, но китайцы выступили решительно против этого. По стране прокатилась волна восстаний. Силы Юань Шикая были слишком слабы, чтобы подавить эти выступления, поэтому он был вынужден отказаться от восстановления монархии в Китае, а в 1916 году китайский президент скончался.
Безусловно Юань Шикай стремился к деспотизму и удовлетворению личных амбиций. Однако в то же время он был единственной силой, хоть как-то сохранявшей единство Китая. Его преемник – Ли Юаньхун – уже не смог бороться с сепаратистскими настроениями провинций. Военные и чиновники вставали во главе народных демократических движений, чтобы в итоге устанавливать на местах милитаристские режимы, не зависимые от центральной власти.
Милитаристские клики боролись за власть и земли. Их соперничество принесло немало горя и потерь китайскому народу. Борьба между группировками не утихала и в правительстве, где находились представители разных сил. Главным предметом разногласий в правительстве был вопрос о вступлении Китая в войну. В 1917 году во время ожесточённых споров на этот счёт в Китае началось восстание сторонников Цин, которые попытались восстановить власть Пу И. Путч был подавлен. Но уже в 1918 году Пекину пришлось бороться с новым восстанием, которое на этот раз поднял Сунь Ятсен.
Конфликт между милитаристами в правительстве и Гоминьданом на время прервался в начале 1919 года, когда весь мир замер, наблюдая за мирной Парижской конференцией. Китайцы рассчитывали, что страны-победительницы отменят японский ультиматум, принятый Юань Шикаем 4 года назад. Но на конференции этот вопрос не затрагивался, зависимый статус Китая оставался прежним. Китайцы отреагировали на это решение антияпонскими выступлениями и забастовками.
Образование Коммунистической Партии Китая и изменение расстановки политических сил
Многие методы политической борьбы, которые китайцы стали использовать с 1919 года, были позаимствованы у РСФСР. После победы Октябрьской революции в Китае стал распространяться марксизм, зёрна которого благодатно легли на китайскую почву
РСФСР стал активно поддерживать коммунистические настроения в Китае. Сюда даже прибыли представители Коминтерна, помогавшие китайцам создавать марксистские кружки, распространявшие пропагандистскую литературу и оказывавшие финансовую поддержку рабочему движению. В 1921 году разрозненные кружки наконец превратились в полноценную партию, во главе которой стояли Мао Цзэдун и Ли Дачжао.
В 1925 году скончался Сунь Ятсен и лишившиеся лидера члены Гоминьдана оказались на распутье. Им предстояло принять важное решение:
- встать на сторону милитаризированных группировок;
- поддержать КПК.
Большинство гоминьдановцев выбрало второй вариант, а сторонники союза с генералами были изгнаны из партии. Новым главой Гоминьдана был выбран Чан Кайши.
Северный поход (1926-1927)
Представители Гоминьдана и КПК прекрасно понимали необходимость объединения страны, но для этого надо было сокрушить милитаристские клики и изгнать с территории Китая иностранцев. С этой целью был начат поход на север, где царила политическая нестабильность и почти отсутствовала какая-либо централизованная власть. Поход окончился успехом, положив конец эре милитаристов, однако, между бывшими союзниками – гоминьдановцами и коммунистами – сразу после завершения совместной кампании началась борьба за власть.
Гражданская война (1927-1949)
По мере того, как во время Северного похода армия Чан Кайши крушила одну милитаристскую клику за другой, генералы и чиновники, некогда возглавлявшие эти клики, предпочитали менять свою политическую ориентацию и примыкатьь к Гоминьдану. В результате к концу похода в партии возникло мощное консервативное крыло, не желавшее сотрудничать с коммунистами. Чан Кайши поддался на уговоры правого крыла и объявил о разрыве с КПК. Это вызвало раскол и в рядах самого Гоминьдана. Многие предпочли покинуть партию и стать членами КПК.
Первый этап гражданской войны (1927-1936)
Все эти внутрипартийные перестановки и политические противоречия разворачивались на фоне продолжающейся борьбы с милитаристами, а также параллельно с ростом аппетитов Японии и европейцев. В 1928 году Чан Кайши объявил себя главой всего Китая, что вызвало недовольство у коммунистов, которые начали устанавливать свою власть на местах.
В 1931 году коммунисты создали собственное правительство во главе с Мао Цзэдуном. В стране установилось двоевластие. По всей территории страны шли бои между Красной Армией Китая и силами Гоминьдана. К 1935 году практически все советские районы были уничтожены, а остаткам Красной Армии пришлось перебираться на малозаселённый северо-запад страны. Внутренним разладом Китая воспользовались японцы, захватившие Маньчжурию и создавшие там марионеточное государство Манчжоуго во главе с Пу И. С каждым днём японская агрессия только возрастала, что привело к сближению КПК и Гоминьдана перед лицом общей угрозы.
В 1936 году военные действия между двумя партиями прекратились, а в 1937 году Чан Кайши объявил о создании единого антияпонского фронта.
Японская оккупация. Китай в годы Второй Мировой войны
Несмотря на искренний патриотический порыв, китайцы мало что могли противопоставить хорошо обученной японской армии. Их собственные войска были плохо организованны и слабы. Негативно сказывалась на действиях китайской армии и политическая разобщённость. Поэтому, несмотря на военную помощь СССР, Китай очень быстро был оккупирован.
Уже в конце 1937 года японцы создали в Пекине подконтрольное правительство. Впрочем, китайцы не сдавались. По всей стране действовали партизанские отряды, регулярно устраивались рискованные вылазки в тыл врага, что, безусловно, замедляло продвижение японских войск.
На оккупированных территориях японцы действовали крайне жестоко. Практически каждому известно о деятельности японского «отряда 731», ставившего бесчеловечные медицинские опыты на китайцах. Что примечательно, после войны практически никто из членов отряда не понёс никакого наказания. Многие из них стали успешными врачами в Японии, Европе и Америке.
Только в 1941 году после атаки на Перл Харбор США и Великобритания согласились заключить союз с Китаем и оказать ему военную помощь. Хотя американцы предоставили Гоминьдану военную технику и участвовали в переброске войск, японцы продолжали продвижение вглубь страны вплоть до 1944 года. Только неудачи японцев на тихоокеанском фронте склонили чашу весов в пользу Китая.
По мере того, как с каждым днём становилась всё очевиднее близкая победа над странами оси, обострялось политическое противостояние внутри Китая. Стороны готовились к новому витку гражданской войны.
Второй этап гражданской войны (1946-1949). Образование Китайской Народной Республики
В условиях нового столкновения КПК занимала более выгодную позицию, чем Гоминьдан. За годы войны Мао Цзэдун сумел расправиться со своими политическими соперниками внутри партии и укрепить структуру своей организации. Каждый день к КПК примыкали всё новые и новые члены. Подавляющее большинство китайцев поддерживало аграрную политику коммунистов, обеспечивавших крестьян землёй, изъятой у богачей. Кроме того, Красная Армия получила оружие, которое СССР сумел захватить в ходе войны с Японией. Основной идеей КПК было перерастание национально-освободительной борьбы в политическую.
В свою очередь, Чан Кайши, поддерживаемый американцами, старался проводить политику примирения. С этой целью в конце 1945 года он организовал мирную конференцию, на которой было решено создать коалиционное правительство, состоящее из коммунистов и гоминьдановцев. Однако попытка примирения провалилась. Страна оставалась разделённой на две части.
Летом 1946 года политическое противостояние вылилось в вооружённое. Гоминьдан, изначально обладавший большими ресурсами и весом, чем КПК, стал терять свои прежние позиции. Попытка установить контроль над экономикой и отсутствие демократических реформ отвернули от Гоминьдана многих сторонников. Экономические преобразования вызвали инфляцию, а сосредоточение в руках партийных функционеров иностранного капитала, выделявшегося Китаю для восстановления хозяйства, сразу стало причиной коррупции. Поэтому в народном сознании Гоминьдан стал партией знати и богачей, а КПК – партией защитников простого люда.
Злоупотребления негативно сказались и на состоянии гоминьдановской армии, что в середине 1947 года вызвало перелом в гражданской войне: стратегическая инициатива оказалась на стороне КПК. В 1948 году внутри Гоминьдана произошёл раскол, многие гоминьдановцы покинули погибающую партию и примкнули к КПК. Боеспособность же армии КПК только возрастала. В начале 1949 года коммунистам удалось захватить Пекин. Армия Гоминьдана была вынуждена отступать и нести большие потери. В конце года Чан Кайши с остатками армии переправился на остров Тайвань и основал там собственное правительство. Стычки в прибрежном районе между коммунистами и обосновавшимися на Тайване гоминьдановцами продолжались ещё два года. Сегодня Гоминьдан продолжает оставаться ведущей политической силой на Тайване. Сам статус острова до сих пор спорный, а отношения между властями Тайваня и официальным Пекином достаточно напряжённые.
В октябре 1949 года на главной площади столицы – Тяньаньмэнь — Мао Цзэдун торжественно объявил о создании Китайской Народной Республики.
История КНР
Правление Мао Цзэдуна (1949-1976)
Важным внешнеполитическим шагом для молодой республики было заключение договора о дружбе с СССР. Москва передала КНР КВЖД и стала оказывать активную поддержку в восстановлении экономики. Это позволило КНР буквально за 3 года достичь довоенных экономических показателей. Первые мероприятия Мао Цзэдуна были весьма похожими на те, что проводились ВКП(б) после возникновения СССР:
- было ликвидировано крупное помещичье землевладение, а вместо него создана система мелких индивидуальных и коллективных хозяйств;
- началась национализация производства;
- в 1954 году была опубликована конституция, где основной задачей государства провозглашалось создание социалистического общества.
Первый акт борьбы с недостаточно лояльными, по мнению Мао Цзэдуна, классами состоялся в 1952 году, когда КПК начала наступление на мелких предпринимателей под предлогом того, что они не платят налоги и разворовывают народное богатство. В ходе этой акции было уничтожено порядка 2 миллионов человек. Параллельно стали исчезать индивидуальные хозяйства, мелких землевладельцев вынуждали вступать в колхозы. Это крайне негативно сказывалось на состоянии сельского хозяйства. Вскоре в провинции начались голодные бунты, которые подавлялись силами армии.
Начало «оттепели» в СССР и доклад Хрущёва «о культе личности и его последствиях» (1957) привели к разрыву между двумя странами. Мао Цзэдун вовсе не хотел, чтобы «оттепель» началась и в Китае. К тому же китайская экономика и так бурно развивалась: Пекин больше не нуждался в помощи «большого брата».
Ответом на демократизацию политического режима в СССР стала идея «великого скачка», озвученного Мао Цзэдуном на очередном съезде КПК. Председатель Мао предлагал:
- преобразовать колхозы в народные коммуны, где не будет понятия собственности и где люди будут жить не отдельными семьями, а общинами;
- в несколько раз увеличить производство промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- уже через несколько лет закончить строительство коммунизма.
Вполне закономерно «великий скачок» привёл к разрушительным последствиям. Производство резко сократилось, а в стране начался голод. Многие члены КПК сами были недовольны тем, что происходит в Китае. В 1959 году пост главы государства вместо Мао Цзэдуна занял Лю Шаоци, который вместе с одним из наиболее талантливых функционеров КПК – Дэн Сяопином – начал в 1961 году проведение новой экономической политики. Лю Шаоци и Дэн Сяопин распустили народные коммуны, вернули крестьянам индивидуальные участки, позволили мелким ремесленникам и торговцам самостоятельно торговать на базарах и ввели налоги разумной величины. Мероприятия, проведённые в 1961-1965 годах, благоприятно сказались на состоянии китайской экономики и позволили выйти из затяжного кризиса, спровоцированного действиями Мао Цзэдуна.
Последний, впрочем, не желал мириться с отстранением от власти. Вместе со своими сторонниками в 1966 году Мао Цзэдун объявил о начале «великой пролетарской культурной революции». Целью этой акции должно было стать формирование нового сознания у китайцев, избавление нации от старых привычек и отживших своё традиций. Только после трансформации народной ментальности, по мнению левых радикалов, можно было приступать к экономическим реформам в духе коммунизма. В ходе «культурной революции» по всей стране создавались отряды хунвейбинов («красных стражей»), куда входили молодые люди, готовые любыми средствами поддерживать своего «великого кормчего». В ходе «культурной революции»:
- были проведены массовые репрессии, направленные, главным образом, против интеллигенции;
- были уничтожены многие книги и произведения искусства;
- громились школы, университеты, библиотеки, музеи, храмы и памятники.
Политический разрыв с СССР, ознаменовавшийся началом «культурной революции», едва не привёл к советско-китайской войне. В 1969 году произошёл пограничный конфликт на острове Даманский. Перерастание этой стычки в войну удалось предотвратить только усилиями талантливого китайского дипломата — Чжоу Эньлая.
Культурная революция продолжалась 10 лет. В её последний этап, начавшийся в 1971 году, Мао Цзэдун понял, что разбушевавшаяся молодёжь может напртвить оружие и на него самого. Поэтому с помощью армии он стал бороться уже с самими хунвейбинами. Итогом «культурной революции» стали миллионы погибших и многочисленные разрушения. Впрочем, сам Мао Цзэдун и его сторонники заявляли об отличных результатах проведённых мероприятий. В силу возраста «великий кормчий» уже не мог, как прежде, контролировать всё, что происходило в КПК. Партия, между тем, раскололась на две фракции: ультралевую «банду четырёх», куда входила и жена Мао, и группу сторонников Чжоу Эньлая, отстаивавших умеренную политику и необходимость сближения с капиталистическими странами.
Эпоха реформ Дэн Сяопина (1978-1992)
В 1976 году Мао Цзэдун скончался, и в партии началась борьба за власть. Сначала функции главы государства возглавлял один из ближайших сподвижников Мао — Хуа Гофэн, которому удалось одержать победу над «бандой четырёх». Но в 1978 году Хуа Гофэн был потеснён группой умеренных политиков, возглавляемых Дэн Сяопином.
Главной задачей новой политической элиты Китая было восстановление страны после потрясений маоистской эпохи. Первым делом предстояло поднять разрушенное сельское хозяйство, чему были посвящены реформы, проводимые в период с 1979 по 1984 год. Государство предоставляло земли в выгодную для крестьян аренду в обмен на достаточно небольшую часть урожая. Излишки продукции разрешалось продавать. Итогом реформы стал бурный рост благосостояния сельских жителей.
С 1984 года Дэн Сяопин приступил к реформам в области промышленности. В результате:
- были созданы условия для привлечения в китайскую экономику иностранного капитала;
- был введён хозрасчёт на предприятиях;
- была создана сложная структура централизованного управления промышленности.
Реформы принесли свои плоды. Китай становился развитой и богатой державой, в экономике которой переплетались рыночные и командно-административные элементы. Однако успехи в экономике соседствовали с политическими противоречиями. Демократизация общественной жизни Китая способствовала появлению либерального общественного движения. Этому же благоприятствовала начавшаяся в СССР «перестройка». Руководители КПК опасались антикоммунистических настроений своих сограждан, поэтому начали борьбу с мелким предпринимательством и дали обратный ход некоторым реформам.
Летом 1989 года на площади Тяньаньмэнь состоялось выступление либерально настроенных студентов и рабочих. Демонстранты были недовольны отсутствием демократических институтов, коррупцией в правительстве и инфляцией, начавшейся после контрреформ. Против демонстрантов вывели армию, в том числе танковые части. Результатом печальных событий на Тяньаньмэнь стали сотни погибших и десятки тысяч арестованных. В конце того же года Дэн Сяопин ушёл в отставку, но фактически ещё несколько лет продолжал управлять страной, проводя в жизнь консервативную и жёсткую политику.
Поскольку контрреформы негативно сказывались на экономике, руководство КПК, в конечном счёте, решило изменить подход. В конце 1992 года было официально объявлено о продолжении заимствования некоторых рыночных элементов в экономическую жизнь Китая. Символом перемен предстояло стать избранному в 1993 году на пост председателя КНР Цзян Цзэминю.
Китай на рубеже веков
Хотя в 1993 году Цзян Цзэминя никто не воспринимал всерьёз, именно этот человек за 10 лет своего правления сделал китайскую экономику одной из крупнейших в мире и заставил западные страны считаться с мнением Китая по всем важным вопросам. Цзян Цзэминь ушёл в отставку в 2002, но, как и Дэн Сяопин, продолжал оказывать влияние на китайскую политику ещё несколько лет.
Следующий председатель КНР – Ху Цзиньтао (2002-2012) – в целом, был продолжателем политики своих предшественников. При этом он сделал многое для демократизации общественной жизни Китая: несколько смягчил цензуру, переработал уголовно-процессуальный кодекс, попытался наладить отношения с Тайванем и сделал многое для развития бизнеса. Однако все эти мероприятия сочетались со строгим контролем партии над обществом.
С 2012 года и по сей день КНР возглавляет Си Цзиньпин. При нём в Китае были проведены следующие преобразования:
- частичный отказ от политики «одна семья – один ребёнок»;
- развитие банковской системы;
- поощрение развития малого предпринимательства;
- расширение государственной поддержки нетрудоспособных слоёв населения;
- расширение природоохранной деятельности и т. д.
Несмотря на многочисленные потрясения ХХ века, сегодня Китай стремительно развивается. Хотя многие считают политическую систему КНР с отсутствием в ней плюрализма и полноценной многопартийности нежизнеспособной, Китай, безусловно, входит в число мировых лидеров и не собирается останавливаться на достигнутом.