Великий Шёлковый путь

Более двух тысяч лет назад в Евразии появилась дорога, соединившая две совершенно разные цивилизации — европейскую и азиатскую. Великий Шёлковый путь открыл для множества народов возможность лучше узнать своих соседей, наладить торговлю, познакомиться с новыми религиозными и философскими учениями, а также установить дипломатические отношения с самыми отдалёнными странами.

Происхождение названия

Термин «Великий Шёлковый путь» возник в европейской историографии в XIX веке. Первоначально был популярен термин «Шёлковый путь». Одним из первых историков, применивших этот термин к торговому пути, соединявшему Европу и Азию, был немецкий учёный Фердинанд фон Рихтгофен. Впоследствии дорога стала известна как Великий Шёлковый путь. Это название не случайно — шёлк был одной из главных ценностей, которую восточные купцы доставляли в Европу. Производство шёлка началось в Китае около III тысячелетия до н. э., и секрет получения шёлковых нитей долгое время тщательно охранялся. Считается, что именно торговля шёлком сыграла важную роль в сближении Европы и Азии. Со временем секреты шелководства постепенно распространялись в другие страны, следуя по древнему пути, проложенному европейскими и восточными купцами.

Однако было бы неправильно рассматривать Великий Шёлковый путь только как торговую артерию древности и Средневековья. Этот путь также способствовал культурному обмену между разными народами. Религиозные учения, философские идеи и научные знания распространялись вместе с путешественниками, бродячими философами и монахами.

Географическое положение

Карта Великий Шёлковый путь
Карта Великого Шелкового пути

Фактически, Великий Шёлковый путь представлял собой целую сеть сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В разные периоды времени отдельные участки этого пути могли приходить в упадок, тогда как другие, напротив, процветали. Обычно учёные выделяют две основные трассы:

  1. Южную, которая шла из Китая на Ближний Восток и в Индию через Среднюю Азию (территории современных Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и других стран).
  2. Северную, которая вела из Китая к Чёрному морю через Памир и мимо Аральского моря. Из Чёрного моря товары можно было легко доставить в Средиземное море и далее в Рим и Грецию.

Максимальная протяжённость Шёлкового пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван преодолевал примерно 25 километров. В общей сложности дорога проходила через десятки разных стран.

Благодаря функционированию Великого Шёлкового пути и активной посреднической торговле, множество городов пережили период расцвета. Среди них можно выделить Дербент, Бухару, Самарканд, Ургенч, Херсонес, Ольвию и другие.

История Великого Шёлкового пути

С давних времён европейская и восточная цивилизации стремились наладить взаимные связи и выстроить конструктивный диалог. В древности это было весьма сложно из-за отсутствия проторённого пути, связывавшего два континента. Одним из первых европейцев, проникших далеко на восток, был Александр Македонский. В IV веке до н. э. его войска проложили путь из Южной Европы в страны Средней Азии, по которому позже часто путешествовали жители Греции и Рима.

Движение также шло и с восточной стороны. Во II веке до н. э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь занимался поиском пути в страны Средней Азии из Китая. Проложенный им маршрут соединился с дорогой, проложенной Александром Македонским, что привело к образованию огромного единого пути, проходившего через всю Азию.

В конце II века до н. э. множество отдельных сегментов окончательно объединились в разветвлённую сеть дорог. Помимо маршрутов, проложенных Александром Македонским и Чжан Цзянем, в состав Великого Шёлкового пути входили:

  • Великий Лазуритовый путь, по которому лазурит, добываемый на территории современного Таджикистана, доставлялся в Индию и Междуречье;
  • Нефритовый путь, соединявший отдалённые регионы Китая;
  • Сухопутный и морской путь, проходивший через Чёрное и Каспийское моря и связывавший страны Южной Европы и Индию.

Долгое время Великий Шёлковый путь оставался одной из самых удобных и безопасных дорог. Крупные и сильные государства, по территории которых он проходил, были заинтересованы в поддержании правопорядка на своих участках. Одними из главных держав, контролировавших движение по Великому Шёлковому пути, были Парфянская и Кушанская империи, которые охватывали территории современных Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана, Северной Индии и Таджикистана. Однако в III веке н. э. обе эти империи пали, и огромные территории, на которых они правили, были разделены на множество мелких царств и княжеств. Правители этих новых государств не обладали достаточной силой, чтобы обеспечить безопасность на Великом Шёлковом пути. В результате на мирных жителей и путешествующих купцов стали нападать кочевые племена — кидани, аланы и гунны. Вторжение этих племён в Среднюю Азию стало важной частью процесса, известного как Великое переселение народов. В этот период наблюдался значительный спад торговли по всему маршруту Великого Шёлкового пути.

Ситуация несколько стабилизировалась в V веке, когда в Средней Азии возникло мощное Эфталитское государство, правители которого взяли под контроль значительный участок пути. Это способствовало возрождению многих торговых центров и активизации торговли. Несмотря на то, что вскоре эфталиты были побеждены Тюркским каганатом, оживлённая торговля продолжалась под новым правлением.

Однако вскоре стабильность на Великом Шёлковом пути снова оказалась под угрозой из-за столкновения интересов Византии и Сасанидского Ирана, стремившихся установить своё влияние в Средней Азии. Противостояние двух держав вылилось в серию византийско-иранских войн, которые продолжались с 420 по 628 год. В ходе этих конфликтов ни одна из сторон не смогла добиться решающего преимущества. Оба государства были истощены и не смогли противостоять новой мощной силе — Арабскому халифату. Арабы быстро установили контроль над Великим Шёлковым путём, и к VIII веку вытеснили все другие державы, претендовавшие на влияние в регионе.

Арабское влияние благотворно сказалось на функционировании Великого Шёлкового пути. Регулярная торговля была налажена между Индией, славянскими народами, Европой, Китаем и Византией. Мусульманские купцы активно проникали во все уголки Европы и Азии со своими товарами. Это способствовало росту Хорезма как одного из ведущих экономических и культурных центров Евразии в VIII-XII веках.

Однако в XIII веке и арабы потеряли контроль над Великой торговой артерией. В результате монгольских завоеваний почти весь Великий Шёлковый путь оказался под контролем Чингисхана. Несмотря на распад монгольской империи на несколько отдельных государств после его смерти, монгольское владычество на Великом Шёлковом пути продолжалось почти полтора века. Монгольские правители уделяли большое внимание торговым отношениям, и купцы всех национальностей и вероисповеданий могли путешествовать без опаски.

Однако монголы столкнулись с новым мощным противником. Во второй половине XIV века Тамерлан нанёс удар по монгольским государствам, практически уничтожив города и торговые центры на северном отрезке Великого Шёлкового пути. Южная дорога, тем не менее, продолжала функционировать, но с распадом империи Тамерлана южный путь также постепенно пришёл в упадок.

К XV-XVI векам, когда на Средиземном море появились европейские торговые флотилии, морской путь стал предпочтительным для транспортировки товаров благодаря своей экономичности, скорости и безопасности. Великий Шёлковый путь начал утрачивать своё значение, и к середине XVI века функционировали лишь отдельные его участки.

Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути

Люди, решившиеся отправиться в путешествие по Великому Шёлковому пути, обычно обладали особым складом характера. Местный климат и природные условия требовали от путешественников значительной выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала через бескрайние азиатские пустыни. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены к длительным переходам по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток воды. Местные верблюды также обладали удивительным чутьём, позволяющим находить подземные источники воды.

Часто над пустынями поднимались песчаные бури, представляющие серьёзную угрозу для всего живого. Сильные ветры могли изменять положение барханов и полностью заносить участки дороги песком. В таких случаях главными ориентирами для путешественников становились кости животных и людей, разбросанные вдоль всего Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» для тысяч других смельчаков.

Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Хотя пустыни кажутся практически непригодными для жизни, здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали в основном за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому путешествие по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без надёжной охраны, могло быть равносильно самоубийству.

Несмотря на множество опасностей, связанных с передвижением по Великому Шёлковому пути, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:

  • развивались дипломатические отношения между европейскими и азиатскими странами;
  • возникло международное разделение труда;
  • происходил обмен ресурсами и капиталами;
  • укреплялись культурные связи;
  • возникали многочисленные богатые города;
  • развивалось международное торговое законодательство;
  • сформировалась сложная инфраструктура, которая функционировала столетиями.

Категории: История,Разное

Комментарии закрыты