Символы Китая и их значения

Китай — удивительная страна, разительно отличающаяся от многих других своей культурой, философией и жизненными принципами. У большинства европейцев упоминание о Китае вызывает целый ряд символов: Великая китайская стена, драконы, инь и ян, панды, бамбук, кунг-фу, китайский шелк и чай. О некоторых из этих символов и пойдет речь.

Большая панда

Большая панда занимает особое место в китайской культуре, так как многие особенности её поведения и характера отражают качества, почитаемые в китайском обществе.

Панда

Во времена династии Чжоу (известной также как Западная Чжоу) жители города Пингу считали панду нежным животным, поскольку она не причиняла вреда ни людям, ни крупным животным. Поэтому панда стала символом мира. Существует легенда, что в те воинственные времена, если одна армия поднимала флаг с изображением панды, битва прекращалась, и наступало временное перемирие. Китайский поэт Бо Цзюйи (772-846 гг. н.э.) приписывал панде мистические силы, способные предотвращать стихийные бедствия и изгонять злых духов.

Существует одна биологическая разновидность большой панды, хотя некоторые особи имеют редкий коричневый окрас, встречающийся в горах Циньлин. Большие панды живут в густых горных лесах, и их рацион на 90% состоит из бамбука. Взрослая панда может съедать до 18 кг бамбука в день. Иногда панды также едят другие травы, а в голодные времена — мелких грызунов или детёнышей кабарги. Поиск пищи занимает у них 10-16 часов ежедневно.

Самки начинают приносить потомство в возрасте от 4 до 8 лет и могут рожать до 20 лет. В помёте обычно 1-2 детёныша, но в дикой природе, как правило, выживает только один. Медвежата могут оставаться с матерью до трёх лет, после чего начинают самостоятельную жизнь.

Сегодня гигантская панда — один из наиболее узнаваемых символов Китая. За убийство этого животного в стране предусмотрены суровые наказания.

В зарубежных зоопарках панд начали демонстрировать только в 1970-х годах, и владельцы таких заведений ежегодно уплачивают правительству Китая до 1 миллиона долларов.

Инь-Ян

В китайской философии инь и ян представляют собой единство противоположностей. Темное и светлое, отрицательное и положительное — это явления, которые фактически взаимодополняют, взаимосвязаны и взаимозависимы во внешнем мире. Свет и тьма, огонь и вода, расширение и сжатие считаются физическими проявлениями дуальности, символизируемой инь и ян.

Инь-Ян

Эта двойственность лежит в основе многих отраслей классической китайской науки, служит основным ориентиром в традиционной китайской медицине и является основополагающим принципом некоторых форм китайских боевых искусств, таких как багуачжан, тайцзицюань и цигун. Кроме того, идея инь и ян заложена в «Книге перемен» — известной китайской философско-гадательной системе.

Многие географические названия или топонимы в Китае содержат слово «ян», что означает «солнечная сторона», а некоторые — слово «инь», означающее «тенистая сторона». В Китае, как и в других районах Северного полушария, солнечный свет поступает преимущественно с юга, поэтому южная сторона горы получает больше прямых солнечных лучей, чем противоположная.

Инь — это черная сторона с белой точкой внутри, характеризующаяся как медленная, мягкая, уступчивая, диффузная, холодная, влажная и пассивная; она связана с водой, землей, луной, женственностью и ночью.

Ян, напротив, — это белая сторона с черной точкой внутри, характеризующаяся как быстрая, жесткая, твердая, сфокусированная, горячая, сухая и активная; она связана с огнем, небом, солнцем, мужественностью и днем.

Инь и ян также относятся к человеческому телу. В традиционной китайской медицине хорошее самочувствие напрямую связано с балансом между этими качествами. Когда равновесие нарушается, у человека могут возникать проблемы со здоровьем.

 Китайские боевые искусства

Первые упоминания о китайских боевых искусствах восходят к мифическим временам Хуанди, также известного как Жёлтый император, который считается культурным героем и основателем китайской цивилизации. Хуанди не был императором династии Чжоу (1122-255 до н.э.), но он считается предшественником и символом ранней китайской культуры. Согласно легендам, он был военным лидером, и ему приписывают создание ряда боевых искусств. Также считается, что именно он написал трактат о боевых искусствах и стал основателем одного из древнейших боевых стилей — «длинный кулак».

кунг фу

Китайские боевые искусства делятся на две категории: внешние (вайцзя) и внутренние (нэйцзя). Внешние стили используют мышечную силу в сочетании со скоростью и энергией. Многие северные китайские внешние боевые искусства имеют военное происхождение, поскольку Китай исторически управлялся с севера, где армиями северных городов поддерживались порядок и власть на юге.

Внутренние стили, напротив, опираются на внутренние ресурсы человека — силу духа, разума и энергию Ци. В отличие от внешних стилей, которые стремятся максимально развить врожденную силу и ловкость, внутренние стили направлены на развитие способностей к сосредоточению и концентрации. Считается, что отличные физические данные даже могут стать препятствием в постижении нэйцзя.

Китайский шелк

В Китае шелк был настолько популярен среди знати, что были введены специальные правила, ограничивающие его использование исключительно членами императорской семьи. В течение многих веков право носить одежду из шелка принадлежало только императору и высшим сановникам. Благодаря своему роскошному внешнему виду, шелк стал символом большого богатства.

Шелк

Со временем материал стал доступен и другим слоям китайского общества. Шелк начали использовать не только для декоративных целей, но и для более практичных нужд, таких как рыбалка, изготовление струн и тетивы для луков.

Крестьянам не разрешалось носить одежду из шелка вплоть до правления династии Цин (1644-1911).

Во время династии Хань шелком оплачивались услуги правительственных чиновников, а также награждались особо достойные граждане. Шелковая ткань стала денежным эквивалентом в стране наряду с бронзовыми монетами. Богатство, которое принёс шелк, вызвало зависть у соседних народов, которые на протяжении двух с половиной столетий, начиная со II века до н.э., совершали набеги на ханьские провинции.

В течение многих столетий шелковая ткань оставалась главным дипломатическим даром Китая правителям и послам других стран. Император награждал шелком наиболее преданных своих вассалов. Хотя шелковые ткани были хорошо известны и востребованы в Европе и Азии, Китай долгое время удерживал практически полную монополию на их производство. Императорский указ предусматривал смертную казнь для тех, кто пытался вывозить шелкопрядов или их яйца за пределы страны.

Сегодня Китайская Народная Республика является крупнейшим в мире производителем шелка, ежегодно обеспечивая около 70% мирового производства.

Китайский дракон

Дракон — мифологическое существо в китайском фольклоре и культуре, имеющее множество животноподобных форм (например, черепахи или рыбы). Однако чаще всего его изображают со змеевидным телом на четырёх лапах. Традиционно китайские драконы символизируют мощные и благоприятные силы, особенно контроль над водной стихией — дождем, тайфунами и наводнениями. Во времена империи дракон также символизировал власть и силу правителя.

китайский дракон

Дракон является символом силы и удачи для достойных людей. В китайской культуре выдающихся людей сравнивают с драконом, тогда как бездарных — с червями. В ряде китайских пословиц и идиом упоминается дракон, например, «надеяться, что его сын станет драконом».

В китайской культуре дракон несёт совершенно иной смысл, чем в европейской, где он представляется огнедышащим существом с агрессивными намерениями. В Китае дракон — это духовный и культурный символ процветания и удачи, а также божество дождя, способствующее гармонии в природе. Согласно легендам, многие выдающиеся личности древнего Китая (императоры, военачальники или учёные) появились на свет благодаря связи их матерей с драконами.

Во время Олимпиады 2008 года китайское правительство решило не использовать дракона в качестве официального символа, опасаясь неблагоприятных ассоциаций, которые это мифическое существо может вызвать за пределами страны.

Китайцы — удивительный народ, свято чтущий древние традиции. Несмотря на весь технический прогресс, сделавший страну мировым экономическим лидером, при строительстве небоскрёбов в Китае до сих пор предусматривается ниша, где мог бы поселиться дракон.

Китайская Великая стена

Великая китайская стена — одно из самых впечатляющих сооружений в мире. Однако вопреки распространённому мифу, она не видна невооружённым глазом с околоземной орбиты. Это выдающийся подвиг древней оборонительной архитектуры, история которого насчитывает более 23 столетий, а длина составляет более 21 тыс. км.

китайская стена

Стена возводилась для защиты приграничных территорий различными династиями. Считается, что строительство началось при первом императоре династии Цинь (221-207 гг. до н.э.), хотя попытки её возведения предпринимались ещё во времена династии Чжоу (770-221 гг. до н.э.).

Первый император династии Цинь начал возведение северной части стены, чтобы предотвратить вторжения с той стороны. Императоры династии Хань удлинили стену до западных областей Китая, чтобы защитить торговлю на Шёлковом пути.

Великая китайская стена — это не просто обычная крепостная стена. Это была комплексная военная оборонительная система, включавшая сторожевые башни для наблюдения, крепости для командных пунктов и логистики, сигнальные башни для связи и другие элементы.

Во времена династии Мин (1368-1644) Великую стену реконструировали и укрепили с использованием более передовых для того времени строительных технологий. Стена Мин, как правило, имела зубцы высотой 1,8 метра с лазейками и бойницами, а также парапеты высотой 1,2 метра. Примерно через каждые полкилометра на стене строилась фланговая башня, которая позволяла защитникам обстреливать нападавших из луков. Крепости вдоль стены были самыми сильными и неприступными сооружениями на Великой стене.

Сегодня из-за естественной эрозии и повреждений, нанесённых человеком, более трети Великой стены Мин разрушено. Чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение этого памятника архитектуры, правительство Китая приняло специальные законы для её защиты.

Китайский чай

Учёными доказано, что чайные кусты распространились по всему миру с территории Китая — именно эта страна является родиной данного растения.

Китайский чай

Письменные упоминания об употреблении чая в качестве напитка встречаются в книге Чжоу-Гуна, датированной 770 г. до н.э. Великий целитель древнего Китая Хуа То (II-III века н.э.), прославившийся своим искусством врачевания, упоминал чай в своей работе «Теория еды».

В Японию, известную сегодня во всем мире своей чайной церемонией, чай попал лишь в начале VIII века нашей эры.

Книга «Чацзин», написанная китайским поэтом Лу Юем и изданная в 709 году н.э., стала первым обобщающим трудом, посвящённым китайскому чаю. Автор описал известные на тот момент сорта чая, уделив внимание его выращиванию, приготовлению и церемонии употребления.

Наиболее популярная на сегодняшний день классификация чая основана на степени ферментации чайного листа:

  • белый;
  • жёлтый;
  • зелёный;
  • красный (в наших широтах именуемый чёрным);
  • улун;
  • пуэр.

Китайская чайная церемония называется гунфу ча. В отличие от японской церемонии, здесь нет строгих правил и излишней ритуализации — основная цель процесса сводится к максимальному раскрытию вкуса и аромата напитка. Дословно «гунфу ча» можно перевести как «мастерство чая». Существует и более упрощённый вариант китайского чаепития — пинча. По сути, пинча представляет собой обычное чаепитие без излишних ритуалов и церемоний; этот термин можно перевести как «дегустация чая».

Читайте также: Чайная церемония в Китае

Символы мудрости, гармонии и другие ключевые образы в китайской культуре

Китайская культура богата символами, которые глубоко укоренены в философии, истории и повседневной жизни народа. Каждый из этих символов несёт в себе не только визуальную красоту, но и глубокий смысл, отражающий ключевые аспекты китайского мировоззрения. В дополнение к уже упомянутым символам, таким как Великая китайская стена, дракон, инь-ян, гигантская панда и китайский чай, существует множество других символов, каждый из которых играет важную роль в культурной традиции Китая.

Журавли, фениксы, лотосы, персики, каллиграфия, пионы и тигры — все эти образы неразрывно связаны с китайскими представлениями о добродетели, мудрости, долголетии, богатстве и гармонии. Например, журавль символизирует долголетие и благородство, а феникс — добродетель и грацию, связываемые с образом императрицы. Лотос, часто ассоциируемый с буддизмом, является символом чистоты и духовного просветления.

Эти символы не только украшают предметы быта и произведения искусства, но и передают фундаментальные идеи, которые формируют китайское общество. Понимание их значений позволяет глубже постичь суть китайской культуры и её многовековые традиции, которые продолжают оказывать влияние на современный Китай.

Символ Значение
Журавль Символ долголетия, мудрости и благородства.
Феникс (Фэнхуан) Символ добродетели, грации и гармонии, символ императрицы.
Китайский лотос Символ чистоты, духовного просветления и возрождения.
Персик (Тау) Символ долголетия и бессмертия.
Китайский фонарь Символ света и счастья, широко используется в праздниках.
Каллиграфия Символ культурного наследия, красоты и интеллектуального совершенства.
Пион Символ богатства, чести и процветания.
Золотая рыбка (Цзиньюй) Символ богатства и удачи, символизирует изобилие и процветание.
Пятицветная радуга (Уцай) Символ гармонии и порядка во вселенной.
Тигр Символ силы, мужества и защиты.

Категории: Культура и традиции

Комментарии закрыты