Пекинская опера

Настоящая пекинская опера считается гордостью всего Китая. Она включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО и прекрасно раскрывает весь потенциал китайского оперного искусства.

Опера в столице: зарождение

«Цзинцзюй» (Пекинская опера) как отдельное культурное явление начала формироваться в конце XVIII века и достигла своего расцвета в XIX веке. Уже тогда выступления артистов включали акробатические номера, пение, танцы и даже пантомиму. Предпосылки к зарождению этого искусства можно отыскать и в XVIII веке, когда странствующие труппы актеров использовали народные напевы в своих представлениях.

Во времена правления императора Цяньлуна (1735-1796) театральные труппы Китая пользовались относительной свободой и нередко приглашались на дворцовые мероприятия, так как император был большим ценителем искусства.

В 1790 году четыре крупных труппы из южных провинций Китая были приглашены в Пекин для выступления перед императором, что послужило началом формирования Пекинской оперы. Однако название «цзинцзюй» стало общепринятым только в конце XIX века. Основой для создания уникального пекинского стиля оперы послужила Куньшаньская опера, которая оказала значительное влияние на его развитие.

В 1919 году труппы Пекинской оперы начали гастролировать по всему миру. Первый артист, сумевший поднять оперу в Пекине на международный уровень, был знаменитый Мэй Ланьфан.

Покровительство императоров помогло народному искусству, которое изначально считалось более низким, подняться до уровня высоко оцененного культурного наследия. Лучшие актеры Пекинской оперы приглашались во дворец, чтобы пройти обучение, перенять манеры знати, облагородить стиль выступления и форму подачи зрителю.

Таблица этапов развития Пекинской оперы:

Период Основные события Влияние на оперу
XVIII век Формирование основы, появление странствующих трупп Закладываются основы будущей Пекинской оперы, начинается использование народных мотивов.
XIX век Официальное признание, расцвет при императоре Цяньлуне Приглашение южных трупп в Пекин, формирование уникального стиля.
1790 год Приглашение четырех крупных трупп из южных провинций в Пекин Начало формирования Пекинской оперы как самостоятельного жанра.
1919 год Начало международных гастролей Пекинская опера выходит на международную сцену благодаря Мэй Ланьфану.
1980-1990-е годы Применение западных инструментов Временное расширение оркестра западными инструментами, от чего позже отказались.

Искусство грима для оперной сцены

Гримеры, подготавливающие актеров к выступлению, выражают характер персонажа при помощи цветов и оттенков. В оперной постановке цвета в гриме обозначают следующее:

  • Красный – правдивость, верность и честность. Используется для положительных героев, таких как лояльные воины или преданные генералы;
  • Черный – прямота, отвага и смелость. Часто используется для героев с прямым характером и сильным чувством справедливости;
  • Синий – храбрость и стойкость. Этот цвет часто используется для персонажей, которые обладают мужеством и независимостью, но также могут быть импульсивными или прямолинейными;
  • Зеленый – решительность. Означает сильный и решительный характер, часто используется для военных персонажей.;
  • Желтый – жестокость. Используется для персонажей, обладающих жестоким характером.
  • Белый – подлость и хитрость. Символизирует хитрость и коварство, часто применяется для отрицательных персонажей;
  • Золотой и серебряный – мифичность и таинственность. Применяются для персонажей, связанных с мифами и легендами.

Главные герои получают более сдержанный грим, чем персонажи с комическими или злыми чертами. Сегодня существуют тысячи вариантов сочетаний цветов оперного грима. Грим для данного вида искусства настолько сложен, что требует от гримеров высокой степени подготовленности.

Герои оперы

Амплуа героев Пекинской оперы подразделяются на четыре основные категории, каждая из которых может иметь дополнительные подкатегории. Вот основные типы персонажей:

Амплуа Описание Характерные черты Примеры персонажей
Шэн Мужские положительные персонажи Мудрость, благородство, храбрость Гуань Юй, Бао Гун
Дань Женские персонажи Красота, добродетель, скромность Мулан, Бао Чай
Цзин Мужские персонажи с яркими чертами Смелость, решительность, часто яркий грим Чжан Фэй, Бао Гун
Чоу Комические персонажи Веселость, хитрость, часто клоунский грим Шу Мао, Ли Куй
Мо Второстепенные пожилые мужские персонажи Мудрость, опыт, иногда комичность Лао Да, Лао Шэн

Все эти персонажи не только обладают прекрасными вокальными данными и эмоциональным интеллектом, но и могут выполнять сложные трюки и номера.

Символизм оперных костюмов

Костюм в Пекинской опере имеет огромное значение. Каждая его деталь — это прямое дополнение к истории персонажа на сцене. Большинство костюмов нельзя отнести к определенному историческому периоду, они символичны и не указывают на конкретное время действия.

Это связано с тем, что первые труппы актеров были небогаты и не могли позволить себе иметь костюмы для каждого выступления. Они использовали стандартный набор костюмов, в которых менялись лишь отдельные элементы.

Таблица символизма костюмов:

Тип костюма Описание Символизм
Боевое облачение Костюмы воинов и генералов, часто украшенные доспехами Символизирует воинскую доблесть и честь.
Императорский наряд Роскошные костюмы для ролей императоров и знатных лиц Олицетворяет власть, благородство и авторитет.
Женский наряд Традиционные женские костюмы, часто украшенные цветами и вышивкой Символизирует женственность, красоту и добродетель.
Мифический костюм Одежда для персонажей мифов и легенд, украшенная символами Обозначает связь с потусторонним миром или мифическими существами.

Музыкальное сопровождение Пекинской оперы

Во время выступлений звучат народные напевы, этнические ритмы и мелодии. Музыка здесь — это дополнение к текстам и голосам певцов.

Мелодичность и многогранность являются основными характеристиками оперной музыки. Ее звучание не должно отвлекать зрителей от голосов и происходящего на сцене.

Инструмент Название Тип Описание Роль в Пекинской опере
Jinghu Jinghu Струнный смычковый инструмент Jinghu — это струнный инструмент, похожий на Erhu, но меньшего размера и с более высоким тоном. Корпус сделан из бамбука или дерева, и он имеет две струны. Основной инструмент, аккомпанирующий пению в Пекинской опере, часто используется для сопровождения главных героев.
Erhu Erhu Струнный смычковый инструмент Erhu — традиционный китайский двухструнный смычковый инструмент с глубоким и выразительным звуком. В Пекинской опере Erhu используется для создания более глубокого и меланхоличного звучания.
Yueqin Yueqin Струнный щипковый инструмент Yueqin — это струнный инструмент с круглым корпусом, напоминающий лютню, используется в китайской народной музыке. В Пекинской опере Yueqin часто сопровождает более спокойные и мелодичные сцены.
Suona Suona Духовой инструмент Suona — это духовой инструмент с двойной тростью и резким, проникающим звуком, напоминающий западную трубу. Suona часто используется для обозначения драматических или военных сцен в Пекинской опере.

Пекинский оркестр

Струнные и духовые инструменты составляют две основные части оркестра Пекинской оперы. Барабаны, трещотки и другие китайские народные инструменты занимают центральное место. В 1980-х и 1990-х годах в оркестре использовались и западные инструменты, однако от этой практики позднее отказались.

Пекинская опера — это тонкое музыкальное искусство. Она символична, эмоциональна и невероятно красива. Каждое выступление воспринимается как маленькое театральное чудо, сопровождаемое нежными и бархатистыми голосами актеров и певцов.

Категории: Культура и традиции

Комментарии закрыты