Китайская система государственного управления на сегодняшний день уникальна. Политика реформ и открытости, начатая правительством в конце 1970-х годов, привела к значительным изменениям в экономике и обществе Китая. Хотя политическая система Китая остаётся авторитарной, экономические реформы и стремительный рост способствовали появлению более прагматичных методов управления, которые постепенно трансформируют и идеологию.
Параллельная структура
Несмотря на свои размеры, Китайская Народная Республика организована по унитарным, а не федеративным принципам. И правительство, и Коммунистическая партия Китая (КПК) действуют сверху вниз, централизуя все полномочия в руках «Центра». Чтобы управлять страной, правительство и КПК создали параллельные национальные бюрократические структуры, простирающиеся от Пекина до местного уровня.
Эти структуры поддерживаются различными «массовыми организациями», такими как профсоюзы, молодежные лиги, женские ассоциации и профессиональные союзы, которые охватывают ключевые слои населения. Эти организации, обладающие огромным числом членов, служат каналами для передачи информации и обеспечения единообразного осуществления политики. В Китае не разрешается существование добровольных ассоциаций, полностью независимых от КПК и правительства.
КПК и правительственная бюрократия организованы по территориальному и функциональному принципу. Территориальная организация включает несколько уровней административных подразделений, каждое из которых возглавляется комитетом КПК и «народным правительством».
Эти территориальные подразделения включают национальный уровень в Пекине (Центр), 33 подразделения провинциального уровня (4 города прямого подчинения, 5 автономных районов, специальные административные районы Гонконг и Макао, 22 провинции, не включая Тайвань), около 330 префектурных органов, более 2850 округов, а также многочисленные города, поселки и деревни. Крупные города могут быть разделены на городские округа. Такая территориальная организация предназначена для координации и согласованности национальных политик, способных повлиять на любой регион.
Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК — отделы ЦК. Эти центральные функциональные органы располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, отвечающих за конкретные секторы или проблемные области. Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикреплены к каждому из территориальных органов.
Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения координации на территориальной основе и сохранения КПК контроля над правительством на всех уровнях национальной иерархии.
В начале-середине 1950-х годов правительственные функциональные министерства и комиссии центра обладали особой силой. «Большой скачок», начавшийся в 1958 году, сместил власть в сторону провинциальных и нижестоящих территориальных органов КПК. Во времена Культурной революции, начиная с 1966 года, большая часть политической системы настолько разрушилась, что пришлось прибегнуть к помощи Народно-освободительной армии (НОАК). Однако вмешательство НОАК в политическое противостояние еще больше дестабилизировало и усложнило ситуацию на протяжении большей части 1970-х годов.
С тех пор основной упор делается на меньший надзор со стороны КПК за правительством и на децентрализацию государственной власти, где это возможно. Однако разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, что подтверждается тенденцией к централизации в конце 1980-х годов и последующими усилиями по децентрализации с конца 1990-х годов. Коммунистическая политическая система Китая все еще недостаточно институционализирована, чтобы распределение власти было фиксированным и предсказуемым.
Конституционные рамки
Четвёртая конституция КНР, принятая в 1982 году, передаёт всю национальную законодательную власть Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП) и его Постоянному комитету. Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение законов, но не за их принятие. Это базовое разделение властей существует и на уровне каждого территориального подразделения — провинции, округа и т. д., но в каждом случае полномочия местных властей строго ограничены рамками закона.
Все граждане в возрасте 18 лет и старше, которые не были лишены своих политических прав, имеют право голоса, и прямое народное избирательное право используется для выбора членов собрания народных представителей вплоть до уровня провинции.
На уровне округов делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в собрании следующего, более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Однако на практике это не так.
Структура органов власти
Председатель КНР, являющийся главой государства, и вице-президент избираются Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) на срок в 5 лет. Вице-президент оказывает поддержку в работе Председателя, а в случае вакантности его должности вице-президент занимает его место.
Премьер-министр назначается Председателем, который формирует Государственный совет. Однако члены Государственного совета должны быть утверждены ВСНП. Кроме того, Председатель также назначает четырёх вице-премьеров.
Фактические полномочия по принятию решений в Китае сосредоточены в исполнительных органах государства и Коммунистической партии Китая (КПК). На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляется Премьер-министром. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, а также неопределённого числа государственных советников и глав министерств и комиссий.
Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в составе Постоянного комитета Государственного совета, где Премьер имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный комитет осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.
Хотя Конституция об этом не упоминает, каждый вице-премьер и советник берёт на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.
Такое распределение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит менее чем из 20 человек) контролировать и направлять работу многочисленных бюрократических структур. При необходимости Постоянный комитет может привлекать дополнительных специалистов. ВСНП собирается примерно раз в год, главным образом для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.
Параллельно системе Государственного совета существует центральное руководство КПК. Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) может значительно различаться — например, с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал. В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют значительное влияние на принятие решений в КПК.
Орган власти | Описание и функции |
---|---|
Председатель КНР | Глава государства, избирается ВСНП на 5 лет. Назначает Премьера и вице-премьеров. В случае вакантности его должности, его заменяет Вице-президент. |
Вице-президент КНР | Избирается ВСНП на 5 лет. Поддерживает работу Председателя. Может замещать Председателя в случае его вакантности. |
Премьер-министр | Назначается Председателем. Возглавляет Государственный совет, отвечает за его работу. Утверждается ВСНП. |
Государственный совет | Высший исполнительный орган государства. Состоит из Премьера, вице-премьеров, государственных советников, глав министерств и комиссий. |
Постоянный комитет Государственного совета | Состоит из Премьера, вице-премьеров, государственных советников и генерального секретаря. Принимает ключевые решения, которые де-факто имеют силу закона. |
Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) | Высший законодательный орган. Избирает Председателя и Вице-президента, утверждает членов Государственного совета. |
Коммунистическая партия Китая (КПК) | Правящая партия, контролирует основные направления политики и их реализацию. |
Центральный Комитет КПК | Руководящий орган КПК между съездами, которые проводятся раз в пять лет. Уполномочен действовать от имени съезда. |
Политбюро КПК | Принимает решения от имени ЦК, когда последний не заседает. |
Постоянный комитет Политбюро КПК | Руководит работой Политбюро, принимает ключевые решения. |
Секретариат КПК | Отвечает за повседневную работу ЦК и Политбюро. Возглавляется Генеральным секретарём КПК. |
Министерства и комиссии Государственного совета | Функциональные органы, отвечающие за конкретные сектора или проблемы. Подчиняются Государственному совету. |
Роль Коммунистической партии
Правящей партией в Китае является Коммунистическая партия Китая (КПК), однако, вопреки распространённому мнению, это не единственная партия в стране. Помимо КПК, в Китае существует ещё 8 небольших демократических партий, каждая из которых имеет свой устав, печатные издания и другие атрибуты самостоятельности.
Партии Китая:
Партия | Описание и функции |
---|---|
Коммунистическая партия Китая (КПК) | Правящая партия Китая. Устанавливает основные направления политики и контролирует их реализацию. Имеет решающее влияние на все аспекты государственной и общественной жизни. |
Революционный комитет Гоминьдана Китая | Одна из восьми демократических партий. Представляет интересы части бывших членов Гоминьдана, сотрудничает с КПК, поддерживает её политику. |
Китайская демократическая лига | Демократическая партия, состоящая преимущественно из представителей интеллигенции. Участвует в обсуждениях политических вопросов, поддерживает сотрудничество с КПК. |
Китайская демократическая национальная строительная ассоциация | Представляет интересы предпринимателей и экономистов. Сотрудничает с КПК в вопросах экономического развития страны. |
Ассоциация содействия развитию демократии Китая | Демократическая партия, фокусирующаяся на вопросах образования, науки и культуры. Поддерживает политику КПК. |
Китайская партия демократического строительства | Партия, представляющая интересы предпринимателей и промышленников. Сотрудничает с КПК, поддерживает её экономическую политику. |
Крестьянская и рабочая демократическая партия Китая | Демократическая партия, фокусирующаяся на вопросах здравоохранения и сельского хозяйства. Поддерживает сотрудничество с КПК. |
Китайское общество 93 | Демократическая партия, состоящая из представителей науки и техники. Активно сотрудничает с КПК в вопросах научно-технического прогресса. |
Тайваньская демократическая автономная лига | Представляет интересы граждан, связанных с Тайванем. Сотрудничает с КПК, поддерживает её политику по воссоединению Китая. |
Цзюсаньское общество | Партия, представляющая интересы учёных и инженеров. Активно участвует в обсуждении и реализации научно-технической политики в сотрудничестве с КПК. |
Несмотря на постоянное взаимодействие КПК с этими партиями в форме регулярных консультаций и совещаний, их влияние на политику страны остаётся незначительным. Некоторые члены демократических партий избираются во Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и местные собрания, а иногда даже назначаются на руководящие посты в государственных органах, но, как правило, занимают второстепенные роли, не выше заместителей.
Согласно китайской Конституции, ВСНП является высшим органом, принимающим решения. Поскольку съезд КПК проводится раз в пять лет, Центральный Комитет Коммунистической партии уполномочен действовать в периоды между съездами. Политбюро может действовать от имени ЦК в периоды его неактивности, а Постоянный комитет (ПК) Политбюро руководит работой самого Политбюро. Секретариат отвечает за повседневную деятельность ЦК и Политбюро. Генеральный секретарь партии возглавляет Секретариат и отвечает за созыв заседаний Политбюро и его Постоянного комитета. Секретариат работает через несколько отделов, таких как отдел организации и отдел пропаганды, которые действуют при ЦК.
До 1982 года КПК имела уникальную для правящих коммунистических партий должность председателя. Мао Цзэдун занимал этот пост до своей смерти в 1976 году, а Хуа Гофэн был председателем до отстранения в 1981 году. Ху Яобан занимал пост председателя партии до упразднения этой должности в 1982 году. Решение упразднить должность председателя стало частью усилий по снижению риска узурпации власти одним лидером, как это произошло при Мао. В правительстве Китая должность председателя остаётся, но его полномочия сравнительно ограничены.
Распределение власти между ведущими органами КПК, а также между КПК и Государственным советом, постоянно меняется. ПК Политбюро и само Политбюро уполномочены принимать решения по любым вопросам. Секретариат также иногда играл активную роль, встречаясь чаще, чем Политбюро или его Постоянный комитет, и принимал многие важные решения от своего имени. Точно так же Государственный совет принимал важные решения, но строго под контролем руководства КПК.
Теоретически КПК устанавливает основные направления политики и контролирует их реализацию. КПК также несёт ответственность за привитие «правильных ценностей» населению. Правительство, согласно теории, отвечает за проведение политики КПК и принимает необходимые решения по мере возникновения вопросов.
На практике такое чёткое разделение полномочий часто размывается. Например, лишь с конца 1970-х годов начались усилия по назначению разных людей на ключевые руководящие должности в КПК и правительстве. До этого времени один и тот же человек мог возглавлять и комитет КПК, и правительственный орган, отвечающий за определённую область. На высшем уровне премьер-министр и председатель партии продолжают заседать в Политбюро КПК.
Председатель КНР
Председатель Китайской Народной Республики (КНР) является главой государства и одной из ключевых фигур в политической системе Китая. Он избирается Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) на пятилетний срок, с возможностью переизбрания. Председатель представляет КНР на международной арене, ратифицирует законы, назначает и смещает высших государственных должностных лиц, а также выполняет церемониальные функции. Важнейшей обязанностью Председателя является назначение Премьер-министра, который возглавляет Государственный совет, высший исполнительный орган страны.
Председатель КНР также играет важную роль в поддержании партийной линии, так как он обычно одновременно занимает пост Генерального секретаря Коммунистической партии Китая (КПК) и председателя Центрального военного совета. Это объединение должностей позволяет Председателю эффективно контролировать как государственную, так и партийную власть, а также вооружённые силы, что делает его одной из самых влиятельных фигур в китайской политике.
Список всех председателей Китайской Народной Республики:
Председатель КНР | Годы правления |
---|---|
Мао Цзэдун | 1949–1959 |
Лю Шаоци | 1959–1968 |
Дун Биу (и.о.) | 1968–1975 |
Чжу Дэ (и.о.) | 1975 |
Сун Цинлин (и.о.) | 1976–1978 |
Е Цзяньин | 1978–1983 |
Ли Сяньнянь | 1983–1988 |
Ян Шанкунь | 1988–1993 |
Цзян Цзэминь | 1993–2003 |
Ху Цзиньтао | 2003–2013 |
Си Цзиньпин | 2013–настоящее время |