Государственное устройство и политическая система Китая

Китайская система государственного управления на сегодняшний день уникальна. Политика реформ и открытости, начатая правительством в конце 1970-х годов, привела к значительным изменениям в экономике и обществе Китая. Хотя политическая система Китая остаётся авторитарной, экономические реформы и стремительный рост способствовали появлению более прагматичных методов управления, которые постепенно трансформируют и идеологию.

Параллельная структура

Несмотря на свои размеры, Китайская Народная Республика организована по унитарным, а не федеративным принципам. И правительство, и Коммунистическая партия Китая (КПК) действуют сверху вниз, централизуя все полномочия в руках «Центра». Чтобы управлять страной, правительство и КПК создали параллельные национальные бюрократические структуры, простирающиеся от Пекина до местного уровня.

Эти структуры поддерживаются различными «массовыми организациями», такими как профсоюзы, молодежные лиги, женские ассоциации и профессиональные союзы, которые охватывают ключевые слои населения. Эти организации, обладающие огромным числом членов, служат каналами для передачи информации и обеспечения единообразного осуществления политики. В Китае не разрешается существование добровольных ассоциаций, полностью независимых от КПК и правительства.

КПК и правительственная бюрократия организованы по территориальному и функциональному принципу. Территориальная организация включает несколько уровней административных подразделений, каждое из которых возглавляется комитетом КПК и «народным правительством».

Эти территориальные подразделения включают национальный уровень в Пекине (Центр), 33 подразделения провинциального уровня (4 города прямого подчинения, 5 автономных районов, специальные административные районы Гонконг и Макао, 22 провинции, не включая Тайвань), около 330 префектурных органов, более 2850 округов, а также многочисленные города, поселки и деревни. Крупные города могут быть разделены на городские округа. Такая территориальная организация предназначена для координации и согласованности национальных политик, способных повлиять на любой регион.

Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК — отделы ЦК. Эти центральные функциональные органы располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, отвечающих за конкретные секторы или проблемные области. Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикреплены к каждому из территориальных органов.

Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения координации на территориальной основе и сохранения КПК контроля над правительством на всех уровнях национальной иерархии.

Одним из непреднамеренных результатов такого организационного подхода стало то, что в Китае работает более 10 миллионов чиновников — количество, превышающее население многих стран мира.

В начале-середине 1950-х годов правительственные функциональные министерства и комиссии центра обладали особой силой. «Большой скачок», начавшийся в 1958 году, сместил власть в сторону провинциальных и нижестоящих территориальных органов КПК. Во времена Культурной революции, начиная с 1966 года, большая часть политической системы настолько разрушилась, что пришлось прибегнуть к помощи Народно-освободительной армии (НОАК). Однако вмешательство НОАК в политическое противостояние еще больше дестабилизировало и усложнило ситуацию на протяжении большей части 1970-х годов.

С тех пор основной упор делается на меньший надзор со стороны КПК за правительством и на децентрализацию государственной власти, где это возможно. Однако разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, что подтверждается тенденцией к централизации в конце 1980-х годов и последующими усилиями по децентрализации с конца 1990-х годов. Коммунистическая политическая система Китая все еще недостаточно институционализирована, чтобы распределение власти было фиксированным и предсказуемым.

Конституционные рамки

Четвёртая конституция КНР, принятая в 1982 году, передаёт всю национальную законодательную власть Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП) и его Постоянному комитету. Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение законов, но не за их принятие. Это базовое разделение властей существует и на уровне каждого территориального подразделения — провинции, округа и т. д., но в каждом случае полномочия местных властей строго ограничены рамками закона.

Все граждане в возрасте 18 лет и старше, которые не были лишены своих политических прав, имеют право голоса, и прямое народное избирательное право используется для выбора членов собрания народных представителей вплоть до уровня провинции.

На уровне округов делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в собрании следующего, более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Однако на практике это не так.

Структура органов власти

Председатель КНР, являющийся главой государства, и вице-президент избираются Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) на срок в 5 лет. Вице-президент оказывает поддержку в работе Председателя, а в случае вакантности его должности вице-президент занимает его место.

Премьер-министр назначается Председателем, который формирует Государственный совет. Однако члены Государственного совета должны быть утверждены ВСНП. Кроме того, Председатель также назначает четырёх вице-премьеров.

Фактические полномочия по принятию решений в Китае сосредоточены в исполнительных органах государства и Коммунистической партии Китая (КПК). На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляется Премьер-министром. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, а также неопределённого числа государственных советников и глав министерств и комиссий.

Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в составе Постоянного комитета Государственного совета, где Премьер имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный комитет осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.

Хотя Конституция об этом не упоминает, каждый вице-премьер и советник берёт на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.

Такое распределение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит менее чем из 20 человек) контролировать и направлять работу многочисленных бюрократических структур. При необходимости Постоянный комитет может привлекать дополнительных специалистов. ВСНП собирается примерно раз в год, главным образом для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.

Параллельно системе Государственного совета существует центральное руководство КПК. Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) может значительно различаться — например, с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал. В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют значительное влияние на принятие решений в КПК.

Орган власти Описание и функции
Председатель КНР Глава государства, избирается ВСНП на 5 лет. Назначает Премьера и вице-премьеров. В случае вакантности его должности, его заменяет Вице-президент.
Вице-президент КНР Избирается ВСНП на 5 лет. Поддерживает работу Председателя. Может замещать Председателя в случае его вакантности.
Премьер-министр Назначается Председателем. Возглавляет Государственный совет, отвечает за его работу. Утверждается ВСНП.
Государственный совет Высший исполнительный орган государства. Состоит из Премьера, вице-премьеров, государственных советников, глав министерств и комиссий.
Постоянный комитет Государственного совета Состоит из Премьера, вице-премьеров, государственных советников и генерального секретаря. Принимает ключевые решения, которые де-факто имеют силу закона.
Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) Высший законодательный орган. Избирает Председателя и Вице-президента, утверждает членов Государственного совета.
Коммунистическая партия Китая (КПК) Правящая партия, контролирует основные направления политики и их реализацию.
Центральный Комитет КПК Руководящий орган КПК между съездами, которые проводятся раз в пять лет. Уполномочен действовать от имени съезда.
Политбюро КПК Принимает решения от имени ЦК, когда последний не заседает.
Постоянный комитет Политбюро КПК Руководит работой Политбюро, принимает ключевые решения.
Секретариат КПК Отвечает за повседневную работу ЦК и Политбюро. Возглавляется Генеральным секретарём КПК.
Министерства и комиссии Государственного совета Функциональные органы, отвечающие за конкретные сектора или проблемы. Подчиняются Государственному совету.

Роль Коммунистической партии

Правящей партией в Китае является Коммунистическая партия Китая (КПК), однако, вопреки распространённому мнению, это не единственная партия в стране. Помимо КПК, в Китае существует ещё 8 небольших демократических партий, каждая из которых имеет свой устав, печатные издания и другие атрибуты самостоятельности.

Партии Китая:

Партия Описание и функции
Коммунистическая партия Китая (КПК) Правящая партия Китая. Устанавливает основные направления политики и контролирует их реализацию. Имеет решающее влияние на все аспекты государственной и общественной жизни.
Революционный комитет Гоминьдана Китая Одна из восьми демократических партий. Представляет интересы части бывших членов Гоминьдана, сотрудничает с КПК, поддерживает её политику.
Китайская демократическая лига Демократическая партия, состоящая преимущественно из представителей интеллигенции. Участвует в обсуждениях политических вопросов, поддерживает сотрудничество с КПК.
Китайская демократическая национальная строительная ассоциация Представляет интересы предпринимателей и экономистов. Сотрудничает с КПК в вопросах экономического развития страны.
Ассоциация содействия развитию демократии Китая Демократическая партия, фокусирующаяся на вопросах образования, науки и культуры. Поддерживает политику КПК.
Китайская партия демократического строительства Партия, представляющая интересы предпринимателей и промышленников. Сотрудничает с КПК, поддерживает её экономическую политику.
Крестьянская и рабочая демократическая партия Китая Демократическая партия, фокусирующаяся на вопросах здравоохранения и сельского хозяйства. Поддерживает сотрудничество с КПК.
Китайское общество 93 Демократическая партия, состоящая из представителей науки и техники. Активно сотрудничает с КПК в вопросах научно-технического прогресса.
Тайваньская демократическая автономная лига Представляет интересы граждан, связанных с Тайванем. Сотрудничает с КПК, поддерживает её политику по воссоединению Китая.
Цзюсаньское общество Партия, представляющая интересы учёных и инженеров. Активно участвует в обсуждении и реализации научно-технической политики в сотрудничестве с КПК.

Несмотря на постоянное взаимодействие КПК с этими партиями в форме регулярных консультаций и совещаний, их влияние на политику страны остаётся незначительным. Некоторые члены демократических партий избираются во Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и местные собрания, а иногда даже назначаются на руководящие посты в государственных органах, но, как правило, занимают второстепенные роли, не выше заместителей.

Согласно китайской Конституции, ВСНП является высшим органом, принимающим решения. Поскольку съезд КПК проводится раз в пять лет, Центральный Комитет Коммунистической партии уполномочен действовать в периоды между съездами. Политбюро может действовать от имени ЦК в периоды его неактивности, а Постоянный комитет (ПК) Политбюро руководит работой самого Политбюро. Секретариат отвечает за повседневную деятельность ЦК и Политбюро. Генеральный секретарь партии возглавляет Секретариат и отвечает за созыв заседаний Политбюро и его Постоянного комитета. Секретариат работает через несколько отделов, таких как отдел организации и отдел пропаганды, которые действуют при ЦК.

До 1982 года КПК имела уникальную для правящих коммунистических партий должность председателя. Мао Цзэдун занимал этот пост до своей смерти в 1976 году, а Хуа Гофэн был председателем до отстранения в 1981 году. Ху Яобан занимал пост председателя партии до упразднения этой должности в 1982 году. Решение упразднить должность председателя стало частью усилий по снижению риска узурпации власти одним лидером, как это произошло при Мао. В правительстве Китая должность председателя остаётся, но его полномочия сравнительно ограничены.

Распределение власти между ведущими органами КПК, а также между КПК и Государственным советом, постоянно меняется. ПК Политбюро и само Политбюро уполномочены принимать решения по любым вопросам. Секретариат также иногда играл активную роль, встречаясь чаще, чем Политбюро или его Постоянный комитет, и принимал многие важные решения от своего имени. Точно так же Государственный совет принимал важные решения, но строго под контролем руководства КПК.

Теоретически КПК устанавливает основные направления политики и контролирует их реализацию. КПК также несёт ответственность за привитие «правильных ценностей» населению. Правительство, согласно теории, отвечает за проведение политики КПК и принимает необходимые решения по мере возникновения вопросов.

На практике такое чёткое разделение полномочий часто размывается. Например, лишь с конца 1970-х годов начались усилия по назначению разных людей на ключевые руководящие должности в КПК и правительстве. До этого времени один и тот же человек мог возглавлять и комитет КПК, и правительственный орган, отвечающий за определённую область. На высшем уровне премьер-министр и председатель партии продолжают заседать в Политбюро КПК.

Председатель КНР

Председатель Китайской Народной Республики (КНР) является главой государства и одной из ключевых фигур в политической системе Китая. Он избирается Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) на пятилетний срок, с возможностью переизбрания. Председатель представляет КНР на международной арене, ратифицирует законы, назначает и смещает высших государственных должностных лиц, а также выполняет церемониальные функции. Важнейшей обязанностью Председателя является назначение Премьер-министра, который возглавляет Государственный совет, высший исполнительный орган страны.

Председатель КНР также играет важную роль в поддержании партийной линии, так как он обычно одновременно занимает пост Генерального секретаря Коммунистической партии Китая (КПК) и председателя Центрального военного совета. Это объединение должностей позволяет Председателю эффективно контролировать как государственную, так и партийную власть, а также вооружённые силы, что делает его одной из самых влиятельных фигур в китайской политике.

Список всех председателей Китайской Народной Республики:

Председатель КНР Годы правления
Мао Цзэдун 1949–1959
Лю Шаоци 1959–1968
Дун Биу (и.о.) 1968–1975
Чжу Дэ (и.о.) 1975
Сун Цинлин (и.о.) 1976–1978
Е Цзяньин 1978–1983
Ли Сяньнянь 1983–1988
Ян Шанкунь 1988–1993
Цзян Цзэминь 1993–2003
Ху Цзиньтао 2003–2013
Си Цзиньпин 2013–настоящее время

Категории: Разное

Комментарии закрыты