Цивилизация Древнего Китая одна из самых ранних, зародившихся на планете. В бассейне крупной реки Хуанхэ на востоке и юго-востоке Азии сконцентрировались племена чжоу, которые занимались скотоводством и земледелием. В то время были естественны войны за обладание землей, поэтому вокруг этой территории постоянно возникали конфликты. История говорит, что примерно в 1046 году до н.э. племена чжоу победили племена шан, ранее заселивших бассейн реки Хуанхэ, а их территорию захватили и ассимилировали.
Именно в этом районе и было образовано раннефеодальное государство, просуществовавшие с 1122 (1046) по 221 г до н.э. Династия Чжоу, правившая между династиями Шан и Цинь, в свою очередь делится на два периода: западное и восточное Чжоу.
Первого правителя династии Чжоу звали Вэнь-ван, который заложил основы нового государства, однако именно его сын, У-ван, стал тем, кто окончательно сверг последнего правителя династии Шан и утвердил власть Чжоу на завоеванных территориях. Таким образом, династия Чжоу под руководством У-вана начала своё многовековое правление.
Феодальные государства в раннее Средневековье быстро сменяли друг друга именно из-за жестокой борьбы за власть, которая не щадила даже близких родственников. Считается, что Западное Чжоу пало в 771 году до н.э. после того как последний его правитель выгнал свою законную жену и приблизил к себе наложницу. Войска обиженной царицы осадили столицу государства и захватили в плен самого правителя. Конечно, это было бы сделать довольно сложно, но отец бывшей царицы заключил дружественный союз с кочевыми племенами, что позволило ему одержать легкую победу.
Теперь новым императором Поднебесной империи был объявлен сын царицы, а столица была перенесена с Запада на Восток в город Лоян. Это и дало начало появлению государства Восточное Чжоу.
Период Весны — Осени в истории Китая
Период Вёсен и Осеней (770–476 гг. до н.э.) был временем политической раздробленности в Древнем Китае, когда власть династии Чжоу ослабла, и многочисленные удельные княжества начали борьбу за влияние и территорию. В этот период на территории Китая существовало около 170 княжеств, однако среди них выделялись несколько крупных и наиболее влиятельных:
- Цзинь: расположенное в центральной части Китая, княжество Цзинь было одним из самых мощных и часто играло ключевую роль в политических и военных событиях того времени. Оно было известно своими внутренними раздорами, которые в конечном итоге привели к его разделению на три части в конце Периода Вёсен и Осеней.
- Ци: княжество Ци, расположенное на восточном побережье, было одним из наиболее развитых в экономическом плане. Оно отличалось сильной армией и активной политикой, направленной на расширение своих владений и укрепление влияния среди других государств.
- Чу: княжество Чу находилось на юге и было известно своей культурной уникальностью и силой. Чу контролировало обширные территории и часто противостояло северным княжествам, стремясь к доминированию в регионе.
- Цинь: это западное княжество позже стало основой для династии Цинь, которая объединила Китай в 221 году до н.э. В период Вёсен и Осеней Цинь постепенно наращивало свою мощь, усиливая свои позиции среди других княжеств.
- Вэй: Вэй, одно из княжеств, возникших из разделения Цзинь, также стало важным игроком на политической арене Периода Вёсен и Осеней. Оно находилось в стратегически важном регионе и часто участвовало в конфликтах с соседними княжествами.
Эти и другие княжества вели постоянные войны и заключали союзы, что привело к нестабильности и постепенному переходу к следующему историческому периоду — Периоду Воюющих Царств.
Период Воюющих Царств
Период Воюющих Царств (475–221 гг. до н.э.) — это эпоха в истории Древнего Китая, характеризующаяся жестокой борьбой между многочисленными государствами за контроль над территорией и властью. Этот период начался сразу после Периода Вёсен и Осеней, когда ослабленная центральная власть династии Чжоу окончательно потеряла влияние, и независимые княжества стали фактически самостоятельными государствами.
К этому времени количество княжеств значительно сократилось, и основными игроками на политической арене стали семь могущественных государств, известных как «Семь Воюющих Царств»:
- Цинь: расположенное на западе, княжество Цинь постепенно стало доминирующей силой благодаря серии военных и административных реформ. Цинь, под руководством умелых правителей, таких как Шан Ян, существенно укрепило свои позиции и в конечном итоге объединило весь Китай, положив конец Периоду Воюющих Царств.
- Ци: это восточное государство продолжало играть важную роль благодаря своему экономическому развитию и военной мощи. Однако, несмотря на свою силу, Ци не смогло противостоять наступлению Цинь.
- Чу: государство Чу контролировало обширные территории на юге и было известно своей культурной уникальностью и военной мощью. Чу часто вступало в конфликты с северными государствами, особенно с Цинь и Хань.
- Чжао: расположенное на севере, государство Чжао было известным своим военным духом и мощной кавалерией. Однако внутренние конфликты и постоянные войны с другими государствами ослабили его к концу периода.
- Вэй: Вэй, расположенное в центральной части Китая, было одним из самых активных участников войны за территорию. Оно постоянно вело войны с Чжао и Хань, а также страдало от нападений Цинь.
- Хань: Хань контролировало территорию вокруг средней части Желтой реки и находилось в сложном положении между более мощными соседями — Цинь, Чу и Вэй. Оно неоднократно становилось объектом агрессии и ослабевало по мере усиления Цинь.
- Янь: Янь, находившееся на северо-востоке, было географически изолированным, что в какой-то степени спасло его от непосредственного вторжения, однако это государство также не избежало внутренней нестабильности и войн с соседями.
Этот период был временем как беспрецедентных конфликтов, так и значительных культурных и технологических достижений. Например, в это время активно развивалась философия (Конфуцианство, Легизм, Даосизм и другие школы), изобретения (включая усовершенствование железных орудий и сельскохозяйственных технологий) и военное искусство.
Завершился Период Воюющих Царств в 221 году до н.э., когда государство Цинь под предводительством Цинь Шихуанди сумело окончательно покорить все остальные царства и основать первую централизованную империю в Китае — династию Цинь. Это событие ознаменовало начало новой эры в истории Китая — эры Империи Цинь.
Внутренняя политика государства
Государство Чжоу нужно отнести к классическим средневековым государствам, в которых верховный правитель обладает ненамного большей властью, чем местные феодалы – землевладельцы. Местные князья – чжоухоу обладали огромной властью на своих землях: они могли судить, издавать законы, собирать налоги и иметь армию. Единственной уступкой верховному владыке было – обязанность платить небольшую по тем временам дань и в случае надобности идти в военный поход со своей армией. Кроме того, князья могли совмещать свои дела по управлению вверенной территорией с административными обязанностями при дворе правителя.
В период Западного Чжоу правитель – ван имел право контролировать систему управления в удельных землях феодалов, проводить инспекции и активно вмешиваться в судопроизводство и законотворчество.
По закону государства только ван был собственником земли, и он якобы даровал эту землю за услуги своим ленными князьями. После смерти князя земля должна была вновь переходить в собственность государства, но на самом деле эти земли наследовались, и крупные феодалы при помощи захватов земель у соседей и военной добычи, таким образом усиливали свою власть.
И в период Восточного Чжоу политическая ситуация изменилась: теперь князья уже не подчинялись вану, отказывались признавать его авторитет и по праву владения крупными земельными наделами старались, прежде всего, укрепить свой собственный авторитет.
Местная знать
Следующими по значимости после вана и чжоухоу были тайши и тайбао. Они обладали огромным влиянием, занимались воспитанием наследников престола, в случае смерти вана выполняли обязанности регента при несовершеннолетних наследниках и способствовали укреплению авторитета верховной власти.
Верховные чиновники цины или цынши ведали необходимыми делами в столице государства и управляли «всеми четырьмя сторонами света».
Верховными чиновниками являлись три СЫ — ответственный за трудовые повинности, ответственный за строительные работы и ответственный за военные дела. Рангом ниже были ответственные за правопорядок, церемониал во дворце и устройство распорядка дворцовой жизни.
Но самыми древними должностями были, зародившиеся еще в племенной период- Тайши. Самым уважаемым среди них был историк – летописец, в обязанности которого входило записывать все происходящие в государстве события и сохранить их для потомков.
Еще Тайши занимались назначением на должности чиновников, выдавали жалованье и следили за сохранностью казны, составляли календарь и давали рекомендации по проведению пахотных работ, проводили ритуалы и жертвоприношения. Главными функциями Тайши были поддерживать связь с Небом и передавать людям волю богов, но с течением времени эти должности теряли свое значение.
Хозяйственная деятельность
Если на начальном этапе существования государства Чжоу основными занятиями населения была охота и подсечно – огневое земледелие (леса вырубались, а корни крупных деревьев выжигались, и зола служила удобрением), то позже было сформировано надельное земледелие. При этом виде хозяйствования каждый крупный земельный надел делился при помощи каналов или проходных тропок на девять равных частей, расположенных в виде иероглифа Цзын – колодец. Восемь крестьянских семей разбирали поля по краям, а центральное поле обрабатывалось сообща, и весь урожай с него шел в уплату налогов.
Как сообщают источники, с ростом городов росло ремесленное производство и торговля. Именно в Западном Чжоу был изобретен арбалет, который пользовался огромным спросом во всем мире вплоть до 14 века.
Духовная культура
Древнее государство оставило нам в наследство три литературных памятника, которыми впоследствии воспользовался великий Конфуций. Конечно, сейчас мы не можем точно утверждать, что многочисленные переиздания этих книг ничего не нарушили в их содержании, но, тем не менее, от этих манускриптов веет традициями и верованиями древнего Китая.
«Книга перемен» — сборник предсказаний, основанный на характере человека и смене событий в судьбе каждого. Пользуется огромной популярностью и в наше время, особенно у гадалок и экстрасенсов. Интересно, что в основу предсказаний легла не слепая вера в могущество Богов, а точный расчет, основанный на законах Вселенной и гармонии.
«Книга истории» — включает в себя сборник речей правителей раннего Чжоу и других известных политических деятелей.
«Книга поэзии» — сборник баллад, стихов и поэм и светского, и духовного содержания, прославляющие подвиги героев и воспевающие мудрых правителей.
В период правления династии Чжоу в Китае существовало несколько значимых религий и философских учений, которые оказали большое влияние на китайскую культуру и общество:
- Шанди и предки: в ранний период династии Чжоу (Западное Чжоу) продолжалась практика поклонения верховному божеству Шан-ди, а также предкам. Вера в духов предков была центральной частью религиозной жизни, поскольку считалось, что они могли влиять на благосостояние живых. Ритуалы и жертвоприношения предкам были важным элементом культурной жизни.
- Мандат Неба: одним из центральных концептов династии Чжоу был Мандат Неба (Тяньмин). Согласно этой концепции, Небо дарует правителю право управлять, но только если он действует справедливо и правильно. Если правитель становится несправедливым, он может потерять Мандат, что оправдывает его свержение.
- Конфуцианство: в поздний период династии Чжоу, особенно во время Периода Вёсен и Осеней и Периода Воюющих Царств, сформировалось учение Конфуция (551–479 гг. до н.э.). Конфуцианство сосредотачивалось на этике, морали, социальной гармонии и уважении к старшим. Оно подчеркивало важность семейных связей, общественного долга и мудрого правления. Конфуцианство стало одной из самых влиятельных философских школ в Китае.
- Даосизм: Даосизм возник примерно в то же время, что и Конфуцианство, и был связан с именем Лао-цзы, которому приписывается авторство «Дао Дэ Цзин». Даосизм сосредотачивается на гармонии с природой, спонтанности и Пути (Дао) как естественного принципа жизни. Это учение предлагало альтернативу социальному активизму Конфуцианства, подчеркивая путь минимального вмешательства и гармонии с природными силами.
- Моизм: Моизм, основанный Мо-цзы (ок. 470–391 гг. до н.э.), был философским движением, которое проповедовало всеобщую любовь, взаимопомощь и практическое решение социальных проблем. Моисты выступали против роскоши и военных конфликтов, считая, что только через любовь и уважение можно достичь справедливого общества.
- Легизм: Легизм (Фа-цзя) развился в Период Воюющих Царств как учение о строгом правлении на основе законов. Легисты верили, что для поддержания порядка в обществе необходимы жесткие законы и суровые наказания. Хотя Легизм не стал религией в полном смысле слова, он оказал значительное влияние на политическую философию в Китае, особенно в период династии Цинь.
Эти религии и философские учения сыграли ключевую роль в формировании общественных институтов и культурных норм Древнего Китая, заложив основы для последующего развития китайской цивилизации.
Все достижения государства Чжоу сыграли огромную роль в формировании материальной и духовной культуры Китая. Племена чжоу завоевали огромную территорию, ранее принадлежавшую различным этническим племенам. Здесь же были сформированы основные направления хозяйственной деятельности: была установлена система землепользования, построены каналы, развивалась торговля, и появилось денежное обращение.
Именно в государстве Чжоу была сложена административная система управления, на которой впоследствии строилась и система управления Китаем. Весь мир рассматривался как единое целое, а Китай – «центр Поднебесной», правитель Китая – сын Неба и правитель мира. Государство Чжоу являлось прообразом огромного и таинственного, удивительного и притягивающего, государства Древний Китай.