В I тысячелетии до н. э. Китай представлял собой множество разрозненных княжеств. По мере развития философии, науки и права, в этих маленьких протогосударствах стали появляться полноценные политические концепции и программы реформирования общественной жизни. В VI-IV веках до н. э. на территории Китая использовались 2 модели государственного управления:
- Чжоу-луская (по названиям княжеств Чжоу и Лу). Тут сложился консервативный строй, опирающийся на старинные идеалы, обычаи и патриархальность в общественных отношениях. Главной опорой государства, в рамках этой модели, должны были стать представители родовитой знати. Именно из общественных идей, возникших в Чжоу и Лу, позже выросла философия Конфуция.
- Ци-цзинская (по названиям княжеств Цинь и Цзинь). Здесь возникла иная модель, опирающаяся не на идеалистические представления о мировой гармонии и эстетике, а на реально существующие обстоятельства. Идеалом правителя в ци-цзиньской модели был всесильный и мудрый князь, правящий жёстко, но справедливо. В ближайшее окружение правителя должны входить люди, пусть не очень знатные, но талантливые и высокообразованные. Основу государственной жизни, по представлениям сторонников этой модели, должны были составлять законы. Позже на базисе этих идей выросла древнекитайская философская школа легистов.
Со временем вторая модель показала свою жизнеспособность и действенность. Очень многие политические деятели древнего Китая (даже из Лу и Чжоу) стали реализовывать её положения на практике. Одним из таких реформаторов и был философ-легист Шан Ян, проведший в IV в. до н. э. комплексные преобразования в царстве Цинь.
Личность Шан Яна
Шан (Гунсунь) Ян родился около 390-385 года до н. э. в небольшом княжестве Вэй. Его род был очень древним и знатным. Благодаря своим способностям, Гунсунь Ян сумел стать воспитателем детей первого министра княжества — Гуншу Цзо, который очень ценил своего подчинённого. Перед своей смертью Гуншу Цзо настоятельно просил вэйского князя Хуй-вана взять Гунсунь Яна на службу, пока этот талантливый человек не стал работать на другого правителя. Однако князь пренебрёг советом своего министра и забыл о своём талантливом подданном. В 361 году Гунсунь Ян узнал о том, что ван Сяо-гун, правивший в слабо развитом и отсталом царстве Цинь, ищет человека, способного провести в его государстве модернизацию. Гуньсунь Ян немедленно предложил вану свою кандидатуру и вскоре стал первым министром в Цинь. Специально для Цинь Гунсунь Ян разработал программу реформ, которые позже позволили сделать царство самым сильным китайским государством. Впоследствии циньские правители сумели подчинить себе всю территорию Китая.
Основные идеи Шан Яна можно свести к следующему:
- Государство должно быть мощной, безотказно работающей машиной;
- Государь и его окружения должны быть беспощадны к любым проступкам и ошибкам;
- Человек изначально глуп, порочен и никчёмен. Но для государя это даже благо, потому что такими жалкими существами проще управлять;
- Абсолютно все жители государства должны подчиняться закону, который должен быть чёток, недвусмысленнен и понятен каждому.
За свои заслуги перед государством Гунсунь Ян получил область Шан. По названию этой местности стали называть и самого министра. Сяо-Гун всячески поддерживал Шан Яна и оберегал его от любых нападок. Однако после смерти своего покровителя министру пришлось столкнуться с крайне недовольной нововведениями знатью. На сторону своих подданных стал и новый правитель Цинь, сын Сяо-Гуна — Хуэйвэнь-ван, который в юности пострадал от жёсткой политики Шан Яна. Противостояние министра и знати дошло до военного столкновения. Совместными усилиями крупнейших аристократических родов Шан Ян был изгнан из Цинь. Однако он не собирался сдаваться без боя. Шан Яну удалось вернуться в княжество для того, чтобы поднять там восстание. Но на этот раз он был пойман и казнён.
Предпосылки реформ
Основной целью Шан Яна было укрепление мощи царства, которое на тот момент значительно уступало своим сильным соседям. Для этого ему требовалось решить ряд основополагающих задач:
- уменьшить вмешательство знати в государственные дела и укрепить положение правителя;
- укрепить сельское хозяйство;
- увеличить приток денег в казну;
- модернизировать армию;
- навести порядок как в центральном государственном аппарате, так и на местах.
Наиболее подробно политическая доктрина Шан Яна изложена в приписываемой ему книге «Шан-цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Основные направления реформ
Шан Ян полагал, что процветание государству могут принести только армия и сельское хозяйство, поэтому уделял наибольшее внимание именно этим двум сферам. Граждан, занимающихся наукой или коммерцией, министр считал второстепенными и почти не приносящими пользы. Поскольку, по мнению первого министра, человек ущербен по своей природе, общество должно строго контролироваться, для поддержания порядка государю не стоит гнушаться ни выслушивания доносов, ни создания скрупулёзных правил, регламентирующих все сферы жизни, ни жестоких наказаний за, казалось бы, мелкие проступки. Для того чтобы ввести на всей территории Цинь такую систему контроля, в царстве была проведена перепись населения и упорядочено административное деление.
Все лица, недовольные нововведениями, либо становились рабами, либо отправлялись в ссылку в отдалённые уезды. Солдаты, крестьяне и чиновники внутри своих социальных групп были тесно связаны круговой порукой. Им предписывалось строго соблюдать закон и доносить о любых известных провинностях.
Армия
По инициативе Шан Яна, множество льгот и привилегий получили воины, прославившиеся в битвах. А вот за трусы и дезертиры стали получать суровые наказания за свои проступки. Всё войско было поделено на пятёрки и десятки, связанные круговой порукой. Из-за одного провинившегося могла пострадать вся группа. Для того чтобы различать солдат по степени их доблести, появилась иерархическая система отличий, состоявшая из 18 рангов. Получить один ранг можно было, например, за одного убитого врага или одного пленника.
Преобразования коснулись не только внутреннего устройства армии, но и военной техники и снаряжения. Солдаты получили более удобное и практичное обмундирование и прочное железное оружие вместо бронзового. Также в армии впервые появились конные отряды.
Сельское хозяйство и жизнь крестьянской общины
Одной из главных задач своей политики Шан Ян считал заселение пустынных просторов Цинь и стимулирование сельского хозяйства. Самыми крупными землевладельцами Цинь были представители знатных аристократических фамилий. Они владели наиболее плодородными землями и на их угодьях трудились многие тысячи крестьян. Но при этом в государстве оставалось немало необработанных земель. Для того чтобы получить максимальное количество сельскохозяйственной продукции и увеличить число налогоплательщиков, Шан Ян предложил начать освоение этих земель. На них стали расселять не только местных безземельных крестьян, но и переселенцев из других княжеств. Также ради увеличения доходов казны было предпринято насильственное деление больших кровно-родственных общин на нуклеарные семьи. Был введён особый штраф для семей, где вместе с родителями проживали более двух взрослых сыновей. Дети были вынуждены покидать родительский дом, создавать собственное хозяйство и платить с него налоги. Помимо роста фискальных доходов, распад больших патриархальных семей привёл к ослаблению органов местного самоуправления. Разумеется, в деревнях оставались старосты, каждый из которых отвечал за пять вверенных ему дворов, однако, их действия жёстко контролировались сверху. Впрочем, не все преобразования Шан Яна носили столь жёсткий характер. Например, по его инициативе, крестьяне, имевшие маленькое хозяйство или находившиеся на грани разорения, смогли рассчитывать на некоторые налоговые поблажки.
Одновременно началось наступление на те слои населения, которые не служили в армии и не были заняты в сельском хозяйстве. Они были вынуждены платить очень высокие налоги.
Все перечисленные выше меры позволили быстро наладить экономику страны и снабжать деньгами армию.
Государственный аппарат
Шан Ян считал, что наибольшую пользу государству принесут исполнительные, послушные и трудолюбивые чиновники со средними умственными способностями. По его мнению, слишком умные и талантливые люди, скорее, вредны, чем полезны для страны. Они могут посеять смуту или кардинально изменить давно сформировавшиеся устои.
В рамках реформ Шан Яна началось наступление на свободы крупных землевладельцев и значительно уменьшился круг полномочий органов местного самоуправления. Началось строительство мощного аппарата центральной власти, которому были обязаны беспрекословно подчиняться на местах. Часть своих привилегий потеряла родовитая знать, распоряжавшаяся административными, финансовыми и судебными делами в отдельных частях страны. Её стали вытеснять чиновники, получавшие жалование зерном из государственной казны и подчинявшиеся непосредственно верховному правителю.
При Шан Яне была практика продажи высоких должностей. Благодаря ей, аристократы теряли свою финансовую мощь, а государство пополняло казну. Также получить повышение можно было по особой системе рангов, в соответствии с которой, чины жаловались в зависимости от заслуг и талантов конкретного придворного.
Абсолютно все граждане страны должны были подчиняться закону, но правитель, по мнению Шан Яна, не должен был связывать себя какими-либо условностями. Ради блага государства, его глава мог пренебрегать законом и моральными ценностями. Гуманность правителя не могла принести ничего кроме вреда его подчинённым.
Итогом преобразований в сфере центрального управления стало формирование исправно функционирующей бюрократической системы.
Торговля
Несмотря на то, что Шан Ян презрительно относился к торговцам и ростовщикам, он прекрасно понимал, что коммерция является одним из главных источников государственных богатств. Поэтому при нём был проведён ряд мероприятий, облегчивших денежно-торговые отношения и способствовавших росту частной инициативы. Так были приведены к единому стандарту меры веса, длины и объёма, и, кроме того, появились законы, защищавшие частную собственность.
Заслугой Шан Яна было и наведение порядка на продовольственном рынке. До начала реформ между сельскими жителями, производившими зерно, и горожанами, закупавшими его, находилась целая цепочка перекупщиков и спекулянтов. Они закупали сельскохозяйственные продукты по минимальным ценам, а затем продавали его втридорога. Шан Ян решил искоренить эту порочную практику. Он сделал торговлю хлебом государственной монополией. Благодаря ему, в Цинь появилась система госзакупок зерна в деревне. После закупки зерна государство поставляло хлеб на рынки, где его можно было купить по умеренной цене.
Ещё одной важной государственной монополией стала разработка природных богатств.
Итоги
До начала реформ Цинь было отсталым, притесняемым более сильными соседями государством. Но модернизация Шан Яна сделала Цинь лидером в западном Китае. Здесь началось бурное строительство городов и крепостей, прошло несколько успешных завоевательных походов. Изменились и нравы местных жителей, люди становились составными частями единой государственной машины. Благодаря этому, циньские правители могли в любой момент мобилизовать большие группы населения на выполнение текущих задач. Жёсткая военизированная внутренняя политика позволила Цинь получить ресурсы, необходимые для дальнейшего завоевания всего Китая.
Несмотря на то, что ещё при жизни Шан Ян был подвергнут остракизму, а после его смерти был проведён комплекс контрреформ, легистская школа прочно пустила свои корни в Цинь. Идеи Шан Яна вошли в повседневную политическую практику сначала только царства Цинь, а потом и всей китайской империи.