Мусульманские выступления в Китае в 1850-70-х годах и Дунганское восстание

Мусульмане в Китае

Ещё с VII века арабские купцы вели торговлю с Китаем. Некоторые из этих купцов постепенно перебрались в приморские территории Китайской империи и осели там. Однако число переселенцев с Аравийского полуострова было совсем невелико и не могло оказывать серьёзного влияния на культурную жизнь государства. Исламизации местного населения больше поспособствовали монгольские завоевания XIII-XIV века. В результате на территории Китая сложилось крупное мусульманское общество. Его представители могли открывать школы, где изучался Коран и арабская письменность, основывать мечети, но в то же время китайские мусульмане (или хуэйцзу, как их прозвали при династии Юань) постепенно ассимилировались. Они разговаривали преимущественно на китайском языке, становились чиновниками и принимали активное участие в жизни государства.

Всё изменилось после того, как в 1644 году была свергнута династия Мин. Минские императоры придерживались лояльной политики в отношении вероисповедания своих подданных, но пришедшие к власти манчжурские императоры Цин, столкнувшиеся с неприязнью местного населения, были вынуждены перейти к жёстким мерам по отношению ко всем инакомыслящим, в том числе, и к хуэйцзу. Их суровая политика привела к многочисленным мусульманским выступлениям и возмущениям.

Кроме того, в середине XVIII века Китай сумел побороть двух своих давних противников — Джунгарское ханство и Кашгарию. По сути, это была ликвидация последних кочевых государств Восточной и Центральной Азии и установление полного контроля над степью. На завоёванных землях была создана провинция Синьцзян со столицей в городе Кульджа. После завоевания этой территории цинские императоры попытались умиротворить мусульманское население, назначая на руководящие должности в провинции представителей местной элиты. Однако эти чиновники тут же теряли уважение своих земляков, на них начинали смотреть как на предателей. Для того чтобы окраинный пустынный Синьцзян не стал в будущем оплотом мусульманского сопротивления, маньчжурские императоры реализовали несколько программ переселения этнических китайцев в этот край. Но это привело лишь к тому, что постепенно провинция превратилась в место ссылки противников цинского режима, которые подогревали антиправительственные настроения среди населения.

Вопросы национального состава, хронологических и территориальных рамок Дунганского восстания

В отечественной и зарубежной историографии нет единого мнения относительно хронологических рамок восстания. Это связано с тем, что волнениями хуэйцзу была охвачена большая территория Китая, а участие в них принимали разные народности. Также трудно судить и о точной площади восстания: беспорядки затронули многие провинции и часто носили стихийный характер.

Вопросы о датировке и составе восстания порождает путаница в терминах. До сих пор нет единого мнения относительно того, кто такие дунгане. Некоторые этнографы и антропологи полагают, что дунгане — это отдельный народ, либо потомки смешанных китайско-арабских браков. Однако в воспоминаниях тюркских мусульман, участвовавших в восстании, словом «дунгане» обозначаются только этнические китайцы, исповедующие ислам. В пользу последней версии говорит тот факт, что в ходе мятежей проявилась национальная рознь между дунганами и тюркскими народами (кокандцами, уйгурами, калмыками, киргизами и др.). Следовательно, сами дунгане были не тюрками, а, по всей видимости, китайцами. Но в то же время в цинских документах словом «donggan» обозначались мусульмане любой народности.

Поэтому, в зависимости от разделяемой точки зрения, к Дунганскому восстанию можно относить как все мусульманские волнения, происходившие в Китае в 1850-70-х годах, так и исключительно волну протестов, прокатившуюся по провинциям Шэньси, Ганьсу и Синьцзян в 1862-69 годах. В последнем случае хронологические рамки будут определяться следующими событиями: 1862 — начало разрозненных бунтов в провинции Шэньси и 1869 — разгром восстания армией Цзо Цзутана. После 1869 года мусульманские мятежи не заканчиваются, но приобретают совершенно иной характер, что не позволяет отнести последующие события к Дунганскому восстанию.

Причины мусульманских волнений

Нагнетанию обстановки в северном Китае способствовало влияние извне. Укрепление китайских позиций в Центральной Азии после завоевания Кашгарии и Джунгарии, породило опасения у ближайшего соседа империи — Кокандского ханства. Поэтому после начала смуты кокандские агенты стали активно работать с населением Синьцзяна, подстрекая местных мусульман к мятежу. Ещё до начала Дунганского восстания Коканд предпринимал несколько попыток вторгнуться в пределы Китая (последняя такая экспедиция была проведена в 1857 году). Однако, возможно, жители Синьцзяна и не поддержали бы кокандского ходжу, если бы не крайне тяжёлая социальная обстановка.

Чиновники Синьцзяна погрязли в коррупции и злоупотреблениях. Любые попытки местного населения добиться справедливости жестоко карались. Ситуация была накалена и из-за неумелой национально-религиозной политики, проводимой цинскими императорами. Например, исламские духовные лидеры, которые обычно занимались юридическими вопросами общин, были частично отстранены от своих прежних обязанностей.

С середины 1840-х годов по региону прокатилась целые волны заболеваний. Сотни тысяч, если не миллионы людей скончались от холеры, оспы и кори, свирепствовавших на территории бывшей Кашгарии. Край был опустошён, хозяйство пришло в полный упадок.

Для отражения кокандской агрессии и предотвращения революционных движений в Синьцзяне был размещён огромный по численности гарнизон. Содержание такого войска обходилось правительству недёшево, поэтому в начале 1850-х годов налоги на местное население были значительно увеличены. Многие бежали из страны, но это означало, что недостача налоговых поступлений будет возмещена за счёт тех, кто остался. Люди были озлоблены, их настроениями прониклись и солдаты местного гарнизона, которые в связи с затратами правительства на ведение Опиумных войн и подавление восстания тайпинов, практически перестали получать жалование, провиант, корм для лошадей и амуницию. Армия была деморализована, солдаты и офицеры открыто заявляли о своей ненависти к маньчжурской династии. Такое войско не только не могло оказывать полноценное сопротивление бунтовщикам, но и само было готово к мятежу.

Дунганское восстание (1862-69)

Начальный этап восстания (1862-64)

Несмотря на то, что самая тяжёлая обстановка была в Синьцзяне, первые очаги восстания возникли в провинции Шэньси. К 1862 году сюда добрались остатки тайпинской армии, преследуемые «хунаньскими молодцами» — проправительственными отрядами ополченцев. Помимо тайпинов, ополченцы истребляли и местных хуэцзу, которые подозревались в пособничестве повстанцам. Мусульмане начали оказывать активное сопротивление, формируя собственные вооружённые отряды. Одновременно были оповещены собратья по вере в других провинциях. Повсюду, где были мусульманские общины, появлялись посланники из Шэньси, передававшие тревожные новости.

Изначально восстание не носило централизованного характера. В разных населённых пунктах вспыхивали не связанные между собой бунты, вызванные насущными проблемами населения. Несколько позже ключевую роль в беспорядках стало играть мусульманское духовенство, которое сумело придать массовым недовольствам некую направленность. Было объявлено начало газавата (войны за веру), мятежники отказывались от китайской одежды, переставали придерживаться китайских порядков.

Постепенно число восставших росло, небольшие отряды ополчения и правительственное войско перестали справляться с растущим народным бунтом, что позволило повстанцам захватить столицу провинции — Сиань и наладить отношения с соседними землями.

Централизованная борьба в разных провинциях (1864-67)

4 июня 1864 года восстание перекинулось на город Куча в провинции Синьцзян. Именно тут беспорядочные выступления мусульманского населения приобрели централизованный характер. Причиной беспорядков были расползавшиеся по Китаю слухи о том, что после мятежа в Шэньси правительство начало приготовления к массовым репрессиям в отношении мусульман Синьцзяна. Вопрос о достоверности этих слухов остаётся спорным. Сам император Тунчжи называл их абсурдными, хотя вполне возможно, что резня дунган действительно планировалась, но не императорскими чиновниками, а местными властями.

В ходе восстания была перебита вся администрация города, заодно уничтожались официальные здания. В Кучу стягивались жители соседних деревень, звучали призывы к началу джихада и убийству всех неверных. Показательно, что к восставшим присоединился и местный гарнизон, в составе которого было немало дунган из Шэньси и Ганьсу. Во главе восстания стал Рашидин-ходжа — набожный аскет, обладающий большим даром убеждения и почитаемый всеми мусульманами Кучи. Под его руководством мятежники подчинили себе немалую территорию, на которой было основано Кучарское ханство. Правителем новообразованного государства стал всё тот же Рашидин.  Изначально он планировал подчинить себе весь Синьцзян, но его планы были сорваны появлением Якуб-бека.

В течение ближайшего месяца восстание перекидывается в Урумчи, Ярканд, Кашгар. По примеру повстанцев Кучи в других городах Синьцзяна также создаются новые независимые государства. В результате к концу 1864 года вся территория провинции была поделена на несколько новых административных образований, не подчинявшихся Пекину и проводивших самостоятельную политику.

Наиболее драматические события развивались в Кульдже. Администрация города не раз пыталась обратиться за помощью к русскому императору, однако, позиция Петербурга сводилась к тому, чтобы избегать всяких вмешательств во внутренние китайские дела и, по возможности, ограничить любые контакты между российскими мусульманами и дунганами. Связь с Пекином также была прервана. Примерно год город держал осаду, но из-за недостатка продовольствия и вооружения Кульджа всё-таки пала.

Немного иной была ситуация в провинции Ганьсу. Здесь с 1761 года действовала радикальная мусульманская секта Джахрия, распространявшая идеи неповиновения цинскому правительству и началу священной войны против неверных. Первые мятежи под руководством лидеров Джахрии потрясали провинцию ещё в XVIII веке. Поэтому в Ганьсу действия восставших были более спланированными, чёткими и жестокими. Местное население имело богатый опыт вооружённого сопротивления. К тому же в ряды мятежников вливались беглецы из Шэньси, успевшие поучаствовать в борьбе с цинской армией. Как и сто лет назад, мятеж в Ганьсу сразу возглавил лидер Джахрии — богатый купец Ма Хуалун.

К осени восстание охватывает бассейн реки Или, где проживали преимущественно киргизы и казахи. До последнего момента эти народы старались придерживаться нейтралитета, однако, успех дунган поспособствовал активизации местного населения. В результате власть манчжуров была низложена и здесь.

По всем провинциям ненависть изначально направленная исключительно на манчжурского императора и его чиновников переросла в ненависть ко всему немусульманскому. С одинаковым фанатизмом восставшие уничтожают и административные здания, и православные церкви, и буддийские храмы.

Кокандская интервенция

Несмотря на успехи восстания, ряд крепостей повстанцы так и не сумели занять. Стратегически важный город Кашгар, стоявший на пути мятежников, продолжал держать оборону. В 1865 году дунгане обращаются за помощью к Кокандскому ханству, откуда немедленно выдвинулись вооружённые отряды прославленного полководца Мухаммеда Якуб-бека. Военную экспедицию также сопровождал Бузург-ходжа — известный религиозный лидер мусульман того времени, одно присутствие которого укрепило моральных дух повстанцев.

Сразу после прибытия кокандцы демонстрируют своё превосходство над дунганами, киргизами и казахами. Лидер киргизов — Сиддик-бек — был одним из первых, кто выдвинулся на Кашгар, но Якуб-бек заявил о собственных правах на город. Попытки киргизов не подчиниться новому военачальнику были жестоко подавлены. Так начался новый, ещё более разрушительный и кровавый этап восстания.

Якуб-бек быстро смог наладить дисциплину в разношёрстном войске мятежников. Под его руководством им удалось захватить Кашгар и ряд других крепостей. Возвышение кокандского офицера крайне не понравилось Рашидин-ходже, который сам планировал расширить границы Кучарского ханства на весь Синьцзян. В этом же году произошло первое столкновение Якуб-бека с Кучарским ханством. На охваченной мятежом территории складывается два противоборствующих центра: дунганский — в Куче и тюркский — в Кашгаре.  Весной 1867 года войска Рашидина были разбиты, а Кучарское ханство перестало существовать как самостоятельное образование.

В 1865 году изменяется политическая обстановка и в самом Коканде. В ходе русско-кокандского конфликта был убит глава государства — мулла Алимкул. Якуб-бек понимает, что в такой ситуации ему нет смысла возвращаться обратно, и у него рождается весьма амбициозный план. Якуб-бек стремительно подчиняет себе всё новые земли Синьцзяна, объединив под своей властью все государства мятежников и образовав новое государство — Йеттишар, в котором он становится непосредственным правителем. Сначала его власть была довольно шаткой, на покорённых территориях постоянно вспыхивали восстания уже против кокандской агрессии. Однако осенью 1865 года на границах Синьцзяна появляются беглые кокандские офицеры. Именно они и составят главную ударную силу и опору Якуб-бека в будущем. Под властью Якуб-бека в Йеттишаре проводится ряд преобразований, направленных на восстановление хозяйственной жизни региона. Несмотря на то, что свою политику новый правитель осуществлял самыми жёсткими мерами, при нём были воплощены в жизнь многие разумные проекты и значительно понижены налоги.

Подавление восстания в Шэньси и Ганьсу (1867-69)

В 1867 году цинское правительство назначает чрезвычайным императорским уполномоченным в Шэньси и Ганьсу одного из талантливейших чиновников того времени, прославившегося успешными действиями против тайпинов, — Цзо Цзутана. Помимо ликвидации очагов восстания и расправы над мятежниками, перед Цзо Цзутаном стояла ещё одна важная задача: восстановление разрушенного хозяйства провинций. Казна империи была пуста, поэтому ему нужно было добывать средства на содержание своего войска и организацию карательного похода самостоятельно. С обеими задачами Цзо Цзутан успешно справился.

Поход Цзо Цзутана начинается в Шэньси. Его хорошо организованное войско легко занимало дунганские цитадели. Раздираемая внутренними противоречиями армия мятежников значительно уступала по уровню дисциплины и подготовки отрядам Цзо Цзутана и сдавала одну позицию за другой. Везде, где проходил грозный наместник, оставались десятки тысяч убитых и руины.

Впрочем, не везде Цзо Цзутан бездумно уничтожал всех дунган. Богатые мусульманские кланы предпочитали капитулировать и переходить на сторону правительственных войск. В Гуанси остался абсолютно нетронутым город Хэчжоу. Его население придерживалось учения Хафия, призывавшего к поиску компромиссов с пекинским правительством и путей к мирному сосуществованию. Город добровольно сдался Цзо Цзутану, а многие дунгане даже присоединились к его войску.

Буквально за два года в Ганьсу и Шэньси восстание было жестоко подавлено. Часть дунган сумела спастись, бежав в Российскую империю, однако, число убитых шло на миллионы.

Падение Йеттишара

Современные исследователи ещё не пришли к единому мнению относительно того, включать ли описанные ниже события в Дунганское восстание. С одной стороны, конфликт Якуб-бека и китайского правительства является продолжением мусульманских волнений, начавшихся в Шэньси, но с другой — к 1869 прежние дунганские центры восстания уже были ликвидированы, а движущей силой восстания стали тюркские народы. Следовательно, применение термина «дунганский» к последующим событиям уже не совсем правомерно. В любом случае без рассмотрения дальнейшей истории мусульманских волнений невозможно составить целостную картину процессов, происходивших в середине XIX века в северном Китае.

После подавления восстания в Ганьсу и Шэньси все силы правительственных войск были направлены на борьбу с главным противником — Якуб-беком. Активное сопротивление кокандского полководца, а также начавшийся в 1874 конфликт с Японией значительно затянули подавление последнего очага восстания. Йеттишар просуществовал 13 лет, успешно отражая атаки цинских войск, однако, найти надёжных внешнеполитических союзников Якуб-беку так и не удалось. Для покорения мятежного края пекинскому правительству пришлось пойти на хитрость: Якуб-беку, понимавшему шаткость своего положения, была обещана автономия Кашгарии в составе империи. В связи с этим Джунгария была сдана Пекину без боя, но в 1875 началась масштабная военная кампания Цзо Цзутана, направленная на ликвидацию последнего оплота мятежников. Порядка двух лет продолжались ожесточённые бои, но постепенно кольцо вокруг Кашгара сужалось. К 1877 году правительственные войска сумели занять большинство крупных городов Йеттишара. В Кашгаре началась паника, в сложившейся ситуации обвинения посыпались на Якуб-бека. Вскоре он был убит своими же подданными, желавшими захватить верховную власть в Йеттишаре. В этих условиях правительственной армии ничего не стоило занять Кашгар и окончательно подавить восстание.

Причины поражения

Главной причиной поражения Дунганского восстания были многочисленные противоречия. В 1860-е в Китае бушевало сразу несколько крестьянских войн (тайпинское, няньцзюньское и др.), однако, мятежники не стремились объединяться. Дунгане не воспринимали конфуцианские идеалы и настороженно относились к иноверцам. Мультинациональный характер восстания также привёл к многочисленным внутренним конфликтам, не позволяющим повстанцам выступить единым фронтом. Особенно ярко проявилось противостояние кокандских и дунганских лидеров.

Дунганское восстание стало одним из самых кровопролитных за всю мировую историю. По самым скромным подсчётам, оно унесло жизни более чем 8 миллионов человек. Однако на этом социальные потрясения в Китае не закончились, внутренние кризисные явления и давление европейских держав вскоре привели к новому общественному взрыву.

Категории: История

Комментарии закрыты