Китайский фарфор: история, технология изготовления, фарфор в Европе

Китай подарил миру немало удивительных и полезных вещей: компас, порох, бумагу и многое другое. Одним из достижений древних китайских мастеров был и удивительный по своим качествам фарфор. Долгое время технология изготовления фарфора была одной из самых важных государственных тайн, разглашение которой каралось смертной казнью. Лучшие европейские разведки веками охотились за рецептом китайского фарфора. За пределами Китая не раз предпринимались попытки создать аналогичный по характеристикам материал, но долгое время они оставались тщетными.

Несмотря на то, что на сегодняшний день все секреты фарфора из Поднебесной давно раскрыты, ещё никто не смог создать более совершенных изделий, чем китайские мастера.

История китайского фарфора

На протяжении веков технология приготовления фарфоровой массы, ассортимент изделий и особенности их раскрашивания менялись. Основные вехи развития фарфорового производства традиционно связывают со сменой императорских династий.

Археологические исследования показали, что керамические изделия начали изготавливать в Китае ещё около 18 000 лет назад. Конечно, такие изделия ещё нельзя назвать фарфоровыми, но именно из этой древней технологии позже вырастет развитая керамическая и, впоследствии, фарфоровая промышленность.

Династия Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.). В период Ханьской династии китайские мастера начали развивать технологию обжига и глазурования керамики, что заложило основу для будущего производства фарфора.

Династии Суй и Тан (III — Х вв.). При этих династиях мастера стали больше экспериментировать с материалами, обжигая их при разных температурах, что позволило добиться различных цветовых тонов готовых изделий. Именно в период династии Тан был изобретен первый настоящий фарфор.

Династии Сун и Юань (X — XIV вв.). Это время расцвета фарфоровой промышленности. В эти века мастерские, специализирующиеся на изготовлении фарфора, возникали практически в каждом городе. Появляются региональные художественные школы, а также новые способы росписи и формы. Изделия стали украшать драгоценными камнями и позолотой.

Династия Мин (XIV — XVII вв.). В это время китайские мастера перенимают многие технологические приёмы, используемые на Ближнем Востоке. В частности, начинают использовать для росписи своих изделий не минеральные краски, а эмалевые. Многие мастера сочетали два вида росписи: наносили минеральную краску прямо на фарфоровые стенки, покрывали их слоем глазури, а затем раскрашивали изделие эмалью. Тогда же китайские купцы начинают поставлять в Европу большие партии фарфоровых изделий. В начале XVI века технология изготовления фарфора становится известна в Японии. Японские изделия были более яркими и богато украшенными, однако по своему качеству значительно уступали китайским.

Династия Цин (XVII — XX вв.). При императорах этой династии китайский фарфор становится известен во всём мире. Однако тайна изготовления фарфора была раскрыта не по воле императора, а в результате шпионских операций европейцев, таких как французские и немецкие разведчики. В этот период слегка меняется внешний вид фарфоровых изделий. В середине XVIII века был открыт способ окрашивания фарфора в нежно-розовый цвет. Поэтому многие изделия этого периода имеют розоватый оттенок, что стало возможным благодаря использованию коллоидного золота.

Технология изготовления фарфора

В начале XI века «фарфоровой столицей» мира стал Цзиндэчжэнь, где изготавливалась посуда для императорской семьи. Всё население города было занято исключительно на производстве фарфора. Попасть в Цзиндэчжэнь можно было только, назвав пароль. Каждую ночь городские ворота запирали, а по улицам ходили вооружённые патрули. Так китайские императоры заботились о сохранении рецепта фарфора в тайне.

Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.

Фарфор в Европе

Впервые европейцы узнали о существовании фарфора от итальянского путешественника Марко Поло, который в конце XIII века привёз на родину вазу из удивительного белого материала. С XIV века в Европу из Китая по «Великому Шёлковому пути» стали поставляться фарфоровые изделия. Тогда они ценились на вес золота и украшали дворцы лишь царственных особ и самых богатых дворян.

В Венеции, Англии, Франции, Германии не раз предпринимались попытки начать производство собственного фарфора. Но изделия получались грубыми и непрочными. Долгое время ни в одной стране мира мастера не могли создать такого же тонкого, полупрозрачного и однородного материала как в Китае. Однако эти неудачные попытки благотворно сказались на развитии химии, физики и некоторых других естественных наук. В конце концов, в начале XVIII века секрет китайского фарфора был разгадан саксонским химиком Иоганном Бётгером. Его открытие позволило создать в Саксонии большую фарфоровую мануфактуру.

Развитие европейского производства постепенно привело к снижению мирового влияния китайской фарфоровой промышленности, которая работала преимущественно на экспорт. Однако в XX веке власти КНР сделали очень многое для восстановления древних традиций и развития новых технологий изготовления фарфора. Сегодня китайский фарфор снова занял своё почётное место на мировых рынках.

Категории: Культура и традиции

Комментарии закрыты