Китайские марки машин

Автомобильная промышленность в Китае, по оценке Международной организации производителей автомобилей (OICA), является самой крупной в мире уже на протяжении 10 лет. С 2009 г. количество автомобилей, произведенных в этой стране, стабильно превышает объемы производства машин во всех странах Евросоюза вместе взятых. Даже если сложить все автомобили, сошедшие с конвейеров в США, и прибавить к ним количество автомобилей из Японии, все равно Поднебесная останется на лидирующих позициях.

Хотя большая часть автомобилей продается на местном китайском рынке, с 2011 г. наблюдается стабильный рост объема экспорта авто. Китайские производители нацелены на завоевание зарубежных автолюбителей путем построения конкурентоспособных заводов и выпуска более привлекательной и надежной техники.

История автомобилестроения в Китае

Китайский автопром имеет крепкие советские корни. Многие заводы, а также дизайн некоторых автомобилей были внедрены еще в 50-е гг. прошлого века при активной поддержке СССР. Вплоть до последней четверти 20 в. производство и продажи подобной техники были небольшими и едва достигали 200 тыс. единиц в год.

график производства авто в китае

Однако в 1990-е гг. автомобилестроение в КНР рвануло вперед, и к началу 2000-х ежегодно поставляла на рынок до 2 млн автомобилей. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) вывело данный сектор экономики на новый уровень. С 2002 по 2007 гг. показатели производства машин росли в среднем на 21% ежегодно.

график производства авто в китае 2017

В показательном 2009 г. Китай произвел порядка 13 млн автомобилей, 8 млн из которых были легковыми, а 3,4 млн – автобусы и грузовики. В этом же году страна потеснила с пьедестала США, бывшего ранее крупнейшим автопроизводителем в мире. В 2017 г. на китайских заводах было произведено более 29 млн различных видов автомобилей, что составило 30% от общего мирового объема автопроизводства. К концу 2009 г. количество официально зарегистрированных легковушек, автобусов и грузовиков на дорогах Поднебесной достигло 62 млн единиц, а к 2020 г. прогнозируется их рост до 200 млн.

Самые известные китайские автомобильные бренды

Брендов китайской автомобильной техники огромное множество, однако, россиянам известны немногие из них.

BYD

 Логотип BYD
Логотип BYD

BYD – китайский производитель автомобилей и аккумуляторных батарей, которые выпускают два подразделения компании: BYD Automobile и BYD Electronic. Название образовано первыми буквами слов из фразы «Build Your Dreams», что на русский язык переводится как «Построй свои мечты».

В 2010 г. ведущий деловой журнал США BusinessWeek отдал BYD 8-е место среди самых инновационных компаний в мире. Позади остались даже такие несомненные лидеры автомобилестроения как Ford, BMW и Volkswagen. BYD гордится большим разнообразием моделей своих автомобилей: от малолитражек до автобусов, от электромобилей до гибридов. Несмотря на широкий модельный ряд, машины концерна продаются по большей части в КНР, и лишь ограниченное количество товара идет на экспорт в развивающиеся страны.

Электрический кроссовер BYD E6
Электрический кроссовер BYD E6

В 2008 г. известный американский предприниматель У.Баффетт приобрел долю в компании BYD, что позволяет судить о привлекательности китайских автопроизводителей для инвесторов даже с другого конца света.

SAIC

Логотип SAIC
Логотип SAIC

История SAIC берет своё начало в 1940-х гг., когда была создана небольшая государственная компания по производству автобусов и сельскохозяйственных машин. В период с 1958 по 1991 гг. она выпускала седан Shanghai SH760, на котором разъезжали партийные чины КНР, не дотягивающие по рангу до FAW Hong Qi. За основу SH760 был взят Mercedes-Benz 220S 1950-х гг. выпуска.

Легендарный Shanghai SH760
Легендарный Shanghai SH760

Сегодня на территории страны насчитывается порядка 50 предприятий, которыми владеет SAIC Motor. Компания продаёт автомобильную технику под различными брендами, а также комплектующие к ней. Maxus, MG Rover  и Roewe принадлежат непосредственно этой китайской корпорации, однако сотрудничество с иностранными автомобильными производителями делает возможным сборку на заводах SAIC таких марок как Buick, Chevrolet, Iveco, Škoda и Volkswagen для китайских потребителей. Поставлять свою продукцию за рубеж SAIC начала сравнительно недавно, в 2007 г., но уже имеет представительства в США, Великобритании, Австралии, Тайланде, Индии, ОАЭ и Германии.

Седан представительского класса Roewe 950
Седан представительского класса Roewe 950

FAW

Логотип FAW
Логотип FAW

Товарными направлениями корпорации FAW являются легковые автомобили, автобусы, коммерческий транспорт различных категорий и автозапчасти. Холдинг производит автомобили 10 различных брендов, включая свой собственный FAW. Первый завод FAW был открыт в 1953 г. при поддержке СССР. Советский Союз обеспечил производство инструментами, станками и другим сопутствующим оборудованием. За несколько месяцев до открытия 39 работников FAW прошли стажировку на заводе по производству грузовых автомобилей им.Сталина. Первый грузовик, четырехтонный Jie Fang CA-10 на базе советского ЗИС-150, сошёл с конвейера только в 1956 г. Легковушки FAW начал выпускать с 1958 г. Их первый седан Hong Qi стал также первым легковым автомобилем, выпущенным китайским производителем. Hong Qi так понравился партийной элите, что его без особых конструктивных изменений выпускали в течение последующих 30 лет.

Представительский седан Hong Qi СА72 (1959)
Представительский седан Hong Qi СА72 (1959)

FAW стал вторым китайским производителем, установившим крепкие связи с зарубежным автомобильным концерном — с Volkswagen. Вскоре за VW было налажено сотрудничество с Toyota и General Motors. Несмотря на то, что изначально продукция FAW была ориентирована на местный рынок, начиная с 1957 г. тысячи машин этой компании поставляются в более чем 80 стран мира: в Египет, Пакистан, Россию, Иран, Уругвай, Ирак, Иорданию, Мексику, Мьянму и в страны Африки.

FAW Besturn X 80 с 2017 г. продается в России
FAW Besturn X 80 с 2017 г. продается в России

Great Wall

Логотип Great Wall
Логотип Great Wall

Этот бренд стал популярен в 2013 г. после всплеска продаж его легендарного внедорожника Great Wall Hover в Китае. Основанная в 1984 г., эта компания занималась производством исключительно грузовых автомобилей вплоть до 2010 г. Все это время она торговала пикапами, став наиболее успешным продавцом в данном сегменте в своей стране в 1998 г. Однако триумф Great Wall Hover в 2013 г. подтолкнул концерн к завоеванию зарубежных рынков. Данная модель покорила автолюбителей в Южной Африке, России, Италии и еще во многих развивающихся странах мира.

Легендарный Great Wall Hover H5 Extreme Edition
Легендарный Great Wall Hover H5 Extreme Edition

И хотя в самом Китае концерн Great Wall периодически критикуют за медленное введение новейших технических разработок и возможное переоцененное позиционирование своей продукции на рынке, ничто не помешало этой компании стать крупнейшим китайским производителей внедорожников и пикапов.

Название Great Wall позаимствовали у главной достопримечательности своей страны – Великой китайской стены. Если вглядеться, то на логотипе бренда можно увидеть совмещенные заглавные буквы G и W, образующие стилизованное изображение сторожевой башни, и кольца, символизирующего Великую китайскую стену.

Geely

Логотип Geely
Логотип Geely

Название этого производителя с китайского языка переводится как «благоприятный» или «везучий», а девиз звучит так: Sweet life, Geely drive – «Сладкая жизнь, счастливое вождение». Geely – это международная компания, которая занимается разработкой и выпуском мотоциклов и скутеров Geely, легковых автомобилей под брендами Geely, PROTON, Volvo, Lotus, автомобилей для лондонских такси марки Englon и владеет австралийским заводом по производству автоматических коробок передач DSI. Сегодня Geely входит в ТОП-500 крупнейших компаний Китая и в десятку ведущих автопроизводителей в своей стране. Основанная в 1986 г. Geely изначально выпускала холодильники и мопеды, но со временем превратилась в автомобильного гиганта, получившего звание «самого инновационного китайского производителя». Продукция 18 заводов этой компании поставляется не только на местный рынок, но и в Саудовскую Аравию, Австралию, Бразилию, Чили, Венесуэлу, Россию, Южную Африку. По опросам российских автолюбителей бренд Geely является самым узнаваемым среди всех китайских марок автомобилей в России. Концерн заботится о подготовке квалифицированных кадров для автомобилестроения, и поэтому создал на территории своей страны несколько автомобильных колледжей и технологический институт.

Geely Engrand EC7
Geely Engrand EC7

Chery

Логотип Chery
Логотип Chery

На сегодняшний день это самый крупный экспортер китайских автомобилей за рубеж. Концерн был основан в 1997 г. и сначала выпускал исключительно автомобильные двигатели. В 1999 г. с конвейера завода Chery сошел первый автомобиль, а с 2011 г. более 25 % всех произведенных компанией машин отправляется за рубеж. Chery входит в ТОП-10 крупнейших автопроизводителей Китая и выпускает минивэны, кроссоверы и легковые автомобили. Компания по праву завоевала хорошую репутацию на мировом рынке за счет внедрения современных технологий и выпуска автомобилей нового поколения. Автолюбители выбирают продукцию Chery за ее оригинальный дизайн, отличные технические характеристики и ходовые качества. Внешний вид и внутренний интерьер автомобилей этой марки создают впечатление, будто над ними потрудились инженеры и дизайнеры ведущих зарубежных автомобильных брендов. И это действительно так: тормозная система разрабатывается совместно со специалистами из корпорации Bosch, а конструктивные особенности автомобилей, обеспечивающие их пассивную безопасность – вместе с мировым лидером по производству систем безопасности для транспортных средств Autoliv. Постепенно концерн Chery открывает свои заводы за пределами Китая, а также налаживает связи с иностранными лидерами автомобилестроения для того, чтобы продвигать собственную продукцию на мировом рынке, а также способствовать распространению в Китае зарубежных марок авто.

Chery Tiggo вошел в ТОП-10 самых продаваемых китайских машин в 2017 г.
Chery Tiggo вошел в ТОП-10 самых продаваемых китайских машин в 2017 г.

Brilliance Auto

Логотип Brilliance
Логотип Brilliance

Основанная в далеком 1949 г., компания Brilliance Auto интенсивно развивалась в течение почти 70 лет. Сегодня она занимает 7-е место среди крупнейших автопроизводств в КНР, имея около сотни филиалов, 2 исследовательские лаборатории и несколько заводов по производству запчастей. Brilliance Auto – единственная компания в КНР, тесно сотрудничающая с гигантом мирового автопрома BMW. Немецкий концерн помогает разрабатывать стратегии развития и управления торговыми марками, которыми владеет Brilliance: микроватобусы JinBei и Granse, легковые автомобили Zunchi и Zhonghua. Надежные JinBei активно используются китайской полицией, скорой помощью и другими специальными службами, а легковые машины под бредом Brilliance, созданные совместно с BMW, являются одними из немногих по-европейски роскошных автомобилей на рынке Поднебесной.

Микроавтобус JinBei на службе у полиции
Микроавтобус JinBei на службе у полиции

Lifan

Логотип Lifan
Логотип Lifan

Lifan – китайский производитель легковых автомобилей, кей-каров, мотоциклов класса эндуро и грузовиков. Компания также занимается деятельностью, далекой от автомобилестроения: выпуском спортивной обуви и виноделием. За пределами Китая Lifan больше известен своими компактными легковушками и минивэнами, завоевавшими рынки многих развивающихся стран.

Эта марка была основана в 1992 г. и представляла собой в то время небольшую мастерскую по ремонту мотоциклов, в которой трудились всего 9 человек. Но уже в 2009 г. Lifan занял 5 место среди крупнейших производителей мотоциклов в Китае. В 2005 г. были выпущены первые автомобили этого бренда – минивэн LF6361 и пикап LF1010. С тех пор модельный ряд Lifan значительно расширился, включая легендарные Lifan 320 или Smily, Lifan 520 или Breez, Lifan 620 или Solano и Lifan X60. Концерну принадлежат заводы в Китае, Уругвае, Иране, Египте и Азербайджане, а также научно-исследовательский центр, владеющий 346 патентами в области развития автомобилестроения. По количеству автомобилей, экспортируемых в зарубежные страны, Lifan конкурирует только с Chery. Покорение российского авторынка компания начала в 2007 г. с производства Lifan Breez в г.Черкесске, и через 5 лет стала одной из самых продаваемых в России китайских марок автомобилей.

Lifan Solano производится в г. Черкесске
Lifan Solano производится в г. Черкесске

Foton 

Логотип Foton
Логотип Foton

Специализация данной китайской корпорации состоит в разработке и производстве автофургонов, тяжелых грузовиков, автобусов и сельскохозяйственной техники. Наряду с производителем легковых автомобилей BAIC Motor и производителем военной техники BAW, Foton входит в холдинг BAIC Group.

Изображение стилизованного бриллианта на эмблеме данной марки символизирует три принципа Foton: технологические инновации, заботу о людских ресурсах и гармонию красоты. Совместно с концерном Daimler AG эта компания наладила в Китае производство средней и тяжелой грузовой техники, а с 2019 г. планируется выпуск легких грузовиков в сотрудничестве с итальянским брендом Piaggio. Foton активно занимается продвижением соей продукции за рубежом, имея представительства в России, Монголии, Бразилии, Колумбии и Индии.

Foton BJ1069 2018 г.
Foton BJ1069 2018 г.

Копирование авто китайскими производителями

Китайцы вообще симпатизируют всему европейскому, и поэтому на рынке часто появляются более дешевые копии брендовых авто, созданные трудолюбивыми инженерами из Китая. Периодически автомобильные компании КНР обвиняются в нелицензионном копировании автомобилей других производителей. Выиграть подобное дело в местном суде иностранным производителям достаточно сложно, но существуют примеры, когда китайские компании были наказаны за выпуск плагиата. Так, например, были запрещены поставки в Германию кроссовера Shuanghuan CEO, являющегося копией BMW X5. А компания Great Wall выплатила огромный штраф после выпуска на рынок своей Peri, скопированной с итальянского Fiat Panda.

Chery QQ и Daewoo Matiz

Lifan 320 и Mini One

Great Wall Peri и Fiat Panda

Brilliance V5 и BMW X1

BYD F3 и Toyota Corolla

Говоря о китайском автопроме в целом, это, конечно, сегмент недорогих автомобилей с невысокими показателями по безопасности, в создании которых широко используются дизайнерские решения и технические разработки иностранных автопроизводителей. Качество китайских машин стремительно растет, однако, пока они не выдерживают конкуренцию с мировыми автомобильными гигантами.

Категории: Экономика и бизнес

Комментарии закрыты