Императоры Древнего Китая

Китайская философская и религиозная традиция напрямую связана со сформировавшимся здесь культом священного императора. Все правители древнего Китая были в глазах своих подданных не только олицетворением высшей светской власти, но и связующим звеном между земным миром и миром богов. О глубочайшем почитании монаршей особы на всём протяжении китайской истории говорит тот факт, что после Синьхайской революции 1911-1912 годов, в ходе которой была провозглашена президентская республика, последний император Пу И, хотя и был отстранён от власти, не только не подвергся каким-либо репрессиям, но и сохранил свой титул, а также право проживания в Запретном городе.

Сакральный и правовой статус древнекитайского правителя

В Китае долгое время отсутствовала государственная религия с централизованной церковью и кастой профессиональных священнослужителей. Народные массы придерживались архаической системы верований, важной частью которой был культ предков. Этот культ был прочно связан с почитанием Неба — источником порядка и всех правил на земле. В процессе оформления централизованной власти олицетворением высшего закона становится император, на которого из-за отсутствия жреческой прослойки возлагаются и функции первосвященника. Одновременно распространяются представления о божественном происхождении императора. Считается, что он отмечен особыми знаками (необычный цвет волос, глаз, родимые пятна), до наших дней дошли многочисленные легенды о рождении будущих императоров якобы в результате непорочного зачатия. В это же время одним из основных титулов, которые носил верховный правитель древнего Китая, становится «Сын Неба».

Священным считается и само имя императора. Его нельзя произносить в разговоре, а на письме его изображают особыми иероглифами.

Император древнего Китая — это не первый среди равных, а воплощение божества на земле, и, следовательно, носитель исключительной власти, данной ему свыше. Помимо выполнения функций первосвященника, императоры сосредотачивали в своих руках всю полноту законодательной власти, решали все внешнеполитические вопросы, возглавляли армию и занимались назначением чиновников на высшие государственные должности. Достаточно было одного слова правителя, для того чтобы приостановить действие любого закона или издать любой, обязательный для исполнения указ.

Эпоха легендарных императоров

Наиболее ярко культ императора просматривается в представлениях жителей древнего Китая о первых полумифических властителях государства, чьё правление приходилось на III тысячелетие до н. э.: Тайхао, Ян Ди и Хуан Ди, из которых реальным историческим персонажем был, по-видимому, только последний. И по сей день в Пекине функционирует храм Древних императоров, где отправляются религиозные службы и читаются молитвы, адресованные первым трём властителям.

Согласно преданиям, эти императоры были своеобразными культурными героями. Они обучают людей охоте, рыболовству, основным ремёслам, земледелию, изобретают такие важные инструменты, как плуг и колесо, составляют письменность и вводят в использование многие науки.

Конфуцианство и даосизм об императорской власти

Древний Китай является одним из мировых центров возникновения философии. При этом этико-философские учения не только легли в основу официальной идеологии императорского Китая, но и стали играть роль религии. Самым ярким течением древнекитайской мысли было конфуцианство, последовательно обосновавшее законность власти правителя и необходимость строгой иерархии в обществе. Последователи Конфуция сравнивали традиционную семью и государство, называя императора справедливым отцом народа и признавая его право на абсолютную власть.

Вторым учением, способствовавшим выстраиванию вертикали власти в Древнем Китае, был даосизм. Его приверженцы полагали, что вся Вселенная и мир людей управляются Дао — высшим, абсолютным законом. Императорская власть есть часть, установленного свыше порядка, и поэтому любые выступления против неё приравниваются к преступлениям против небесных сил.

Оба этих идеологических течения стали базой для формирования в Китае культа императора и легитимизации всех действий правителя, который считался всезнающим, всевидящим и безгрешным.

Императорская власть и культ дракона

В отличие от жителей средневековой Европы китайцы почитали дракона, который был олицетворением добрых сил, царём всех животных, а также символом плодородия, неба и дождя. Культ этот был очень древним, но по мере складывания централизованной власти образ дракона всё чаще переносили на главу государства. Для укрепления своего авторитета императоры наносили на гербы, одежду, мебель и предметы домашнего обихода изображения этих существ. Самих правителей Древнего Китая нередко называли драконами, подчёркивая тем самым их сакральный статус.

Оформление власти императора в Древнем Китае

Складывание централизованного китайского государства относится к III в. до н. э., когда правитель царства Цинь — Ин Чжэн — объединил под своим началом множество разрозненных древнекитайских княжеств. Для того чтобы подчеркнуть своё исключительное положение, Ин Чжэн изменяет и систему титулатуры: если ранее все главы китайских удельных земель назывались «ванами», что соответствует русским понятиям «царь» или «князь», то теперь титул правителя в древнем Китае обозначается словосочетанием «хуанди» — «верховный император». Самого Ин Чжэна отныне именуют — Цинь Шихуанди.

С именем этого императора связаны основные символы государства: именно при нём было начато строительство Великой Китайской стены, защищавшей страну от кочевников, а при раскопках гробницы Цинь Шихунди было обнаружено знаменитое терракотовое войско.

Несмотря на многочисленные успехи в политике, Цинь Шихуанди не удалось стать родоначальником императорской династии, после его смерти в стране начались смуты, а его потомки были истреблены. В результате этих событий власть в стране была захвачена крестьянином Лю Баном, который стал основателем новой династии — Хань. Ханьские императоры продолжили укрепление центральной власти, начатое Цинь Шихуанди, усовершенствовали бюрократический аппарат государства, оформили официальную идеологию, по которой Китай жил ещё два тысячелетия, и вели активные дипломатические отношения с соседями.

В эпоху Хань Китай пережил культурный и экономический расцвет. Было создано большое количество архитектурных памятников и литературных произведений, стремительно развивались земледелие, внутренняя и внешняя торговля.

Большинство исследователей заканчивает историю Древнего Китая падением династии Хань (начало III в. н. э.), с этого момента начинается эпоха китайского средневековья, связанная с оформлением полноценных феодальных отношений. Возникший в глубокой древности культ императоров оставил отпечаток на ментальности и всей дальнейшей истории китайского народа. Некоторые историки полагают, что пережитки этого поклонения можно найти даже в маоизме.

Категории: История

Комментарии закрыты