Основные идеи даосизма кратко

Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. По легенде основы этого вероучения заложил Желтый император – Хуан Ши, и в его истоки мы можем найти в шаманизме.

Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Если в учении Конфуция лежит его собственное становление как ученого и философа, то о рождении Лао –цзы ничего не известно. А древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись чрева его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». И по преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже воля Неба действует по законам Дао. Вечный путь – это также вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в покое, все постоянно изменяется и движется, этим же законам должна подчиняться и сущность человека.

Величайшее счастье – это познать Дао и слиться с ним навечно. Если человек познает Дао и будет следовать его законам, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо соблюдать следующие законы: питание тела, питание духа и соблюдение концепции недеяния.

Итак, человек – это собрание божественных духов и демонов, и те и другие постоянно борются за обладание душой человека. Если мы кормим духов своими добрыми поступками, то мы усиливаем свою душу, а значит приближаемся к Абсолюту, если же увеличиваем количество демонов злыми деяниями, то ослабляем свою душу и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая главным образом заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками мы должны довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а человек только разрушает сделанное природой. Поэтому самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, а его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Формы проявления даосизма

Религиозное учение – даосизм – имел несколько форм проявления, необходимых различным слоям общества.

Философско-этический —  помогал самовыражаться образованной верхушке аристократии, помогал понять и объяснить чувства и мировоззрение, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистический – воспитывал малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных проблем. Этот путь прививал нравственные ценности, воспитывал и прививал определённые нормы поведения.

Научный – в поисках эликсира бессмертия даосские монахи совершили многие великие открытия: порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Так даосизм объяснял появление земли и неба, людей и всех живых существ.

В наше время чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цыгун.

Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве всех людей, равном праве на жизнь и свободу – это чрезвычайно импонировало низшим слоям населения.

Одним из самых известных восстаний в Древнем  Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства- Всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача этого учения состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному ДАО.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали таинства ритуалов только от учителя к посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Поскольку это учение проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматриваются как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение наоборот помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не вводит понятия Рая и Ада, то есть само понятие Рая – это бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о мужском и женском начале в китайской философии – Инь-Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал – темного, женского и светлого, мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной.  Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского —  активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. Поэтому кроме монастырей храмов монахи не строили, а обряды совершали тайно без участия посторонних.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

Категории: Философия

Комментарии закрыты