Чиновники Древнего Китая

На протяжении тысяч лет в Китае складывалась система тщательного отбора профессиональной администрации.  Китайцы считали дело служения государственным интересам почетным, о получении должности при правителе мечтали, полагая, что это правильный путь к почитанию и заслуженному благосостоянию.

Когда первые европейские миссионеры приехали в Китай, они были под большим впечатлением от процветающей меритократии, тогда как на их родине коррумпированная система личной протекции была единственным способом получения высокопоставленной должности.  В Древнем Китае кандидат на государственный пост должен был доказать свое профессиональное преимущество и мастерство на публичных экзаменах. При этом положение и достаток никак не влияли на возможность занять пост. Открытая и справедливая аттестация настолько впечатлила европейцев, что достаточно скоро эти идеи стали пропагандироваться и в Европе.

Мальчики начиная с раннего детства учат наизусть основы китайской письменности, осознают важность и необходимость обучения, знакомятся с основами арифметики и природными явлениями, учат моральный кодекс и историю династий, то есть овладевают базовыми понятиями и символами, необходимыми в повседневной жизни. Овладев первичными знаниями, мальчик выделяется среди массы неграмотных людей. Совершенствоваться в науках придется до тридцатилетнего возраста, чтобы подготовиться к высшей степени экспертизы знаний. Проверка способностей осуществляется в три этапа. Безусловно, в каждой системе случаются сбои, и на деле пройти сложную систему экспертизы могли с меньшими трудозатратами люди, имеющие высокопоставленного покровителя, или взяточники.

После сдачи экзаменов будущие чиновники присоединялись к придворным, ожидающим назначения, и выполняли черновые обязанности. После получения должности назначался испытательный срок. По отчету об эффективности работы определялось жалование, которое выплачивалось зерном, монетами или шелком.

Чиновники стремились получить рабочие места в центральном правительстве и мечтали работать в одном из девяти министерств государства. Работали чиновники на должности по три года, во избежание попытки создания коррупционной сети.

Гражданская служба в династии Хань

После падения правящей династии Цинь Китай мог бы развалиться на небольшие конфликтующие царства, если бы не появился правитель Лю Бан, который и основал династию Хань в 206 году. Она правила Китаем 400 лет.

Основа административной системы, созданной во времена Хань, поддерживалась всеми последующими династиями. Империя была разделена на 15 частей и 10 царств. В каждом регионе императором был назначен главный правитель. Царства были разделены на 1587 префектур. Префектуры делились на административные районы. Местные чиновники, назначаемые на уровне провинций, были ответственны за выбор людей для работы над императорскими задачами: сбор налогов, осуществление правосудия, поддержание связи с более крупным административным центром. В центре выполнение указов императора осуществлялось премьером и руководителем государственной службы. Под непосредственным началом императора и двух высокопоставленных чиновников были девять министерств. На министерском уровне занимались вопросами ритуалов и обрядов, к коим причислялись и астрономические изыскания, а также судейством, безопасностью, транспортом, уголовным правосудием, иностранными делами, казной, налоговыми сборами и императорскими расходами. Военные генералы равнялись по старшинству руководителям министерств.

В династии Хань впервые стали практиковать назначения по заслугам, а не по протекции. Были созданы двадцать должностей, из которых только самая старшая была наследуемой. Двенадцать из них были предназначены для должностных лиц не из числа знати. Если чиновник совершил преступление, он терял свою должность и становился рядовым членом общества, а его ближайшие родственники могли использоваться в качестве рабов. В то время в Китае порядка одного процента населения были на рабских правах, и не существовало механизма стать свободным человеком

Чиновники династии Тан

Ко времени правления династии Тан ушли последние пережитки старой феодальной системы. Аристократия состояла из многочисленных членов императорской семьи, которые правили обширными поместьями. Существовало девять уровней власти, три из которых были предназначены исключительно для членов семьи правителя. Первые уровни чиновников предназначались для сыновей и братьев императора. Зарплата для каждого класса была зафиксирована и представляла собой налоги, собранные с целого ряда семей. Для высшего класса она составляла налог с 10000 семей, а для низшего – с 300. Оставшиеся шесть уровней власти распределялись на усмотрение императора в качестве вознаграждения за заслуги.

На всех девяти уровнях высшей власти самостоятельно выбирали помощников.

Император Тай-Цзун занялся возрождением системы получения должностей по заслугам, чтобы искоренить покровительство и семейственность. В связи с этим и аристократия, и старшие должностные лица лишились доходов с собранных налогов. Чиновники имели мало полномочий и независимости. Это была централизованная система, работа которой была точно описана императором. Некоторые императоры взяли на себя власть, чтобы лично выбирать кандидатов на управляющие должности.

Император встречался с государственным советом ежедневно для того, чтобы обсудить насущные вопросы. Были созданы также кабинет и внутренняя канцелярия. Под юрисдикцию этих органов подпадали шесть министерств, занимающихся государственной службой: доходами, ритуалами и церемониями, обороной, правосудием и общественными работами.

Были учреждены пять рангов дворян. Китайцы получили новую систему наследования власти, согласно которой сын мог претендовать на должность на один уровень ниже отцовской. Сынам такая система послужила стимулом служить императору усерднее в надежде, что они достигнут степени своих отцов. Однако семья Конфуция была исключением из этого правила и занимала самый высокий ранг. Была также должность вице-короля, занимавший которую имел полный гражданский и военный контроль над провинцией или группой провинций. В каждой провинции появился казначей – смотритель за зерном и суперинтендант по вопросам соли, которая являлась государственной монополией и источником налогов, и главный судья.

Администрация была разделена на министерства, которые работали по всей стране и занимались вопросами финансов, ритуалов, обороны и юстиции.

Существовала также строгая иерархия женских должностей для службы в императорском дворце. Во времена династии Тан было 19 разновидностей работ, на которые могли претендовать женщины, взятые из большого числа наложниц.

Развитие Императорской службы

Но эта система со временем стала коррумпированной и неэффективной. Она по-прежнему в значительной степени была централизована, а автономии имели ряд ограничений. Доход чиновников сократился на столько, что им едва хватало средств для жизни. Для поддержания достойного уровня жизни чиновники брали взятки, за что сокращали налоги в пределах властных полномочий.

Низкая заработная плата привела к пренебрежению к обязанностям и бездеятельности, а также к жадности и коррупции. Это явилось существенным фактором крушения империи Цин. Система контроля на местах была настолько коррумпированной, что должным образом проводить необходимые реформы стало невозможно. Аттестационная система на занятие должности становилась подкупной, и богатые семьи покупали чины за своих сыновей.

Надзорные органы империи Цин

В императорской администрации Цин высшие посты занимали чиновники из числа маньчжурской знати. Их единственным источником дохода был императорский бюджет, и сотни чиновников получали жалование несмотря на то, что пользы от их работы было немного. Чиновники сопротивлялись реформам и хотели сократить расходы и размер императорской семьи.

Они действовали в собственных интересах, а не в интересах правителя или страны.

Импорт дешевого британского опиума оказал разрушительное воздействие на государственную службу, поскольку чиновники стали безнадежно зависимы, чем и парализовали работу администрации. Такая централизованная и строгая иерархическая система правительства требовала независимого контроля.  При правлении династии Цинь была внедрена система цензоров для выполнения независимой оценки. Они сформировали отдельный департамент в государстве – суд цензоров, который курировал правосудие и работу должностных лиц, вплоть до императора.

Жизнь чиновника в Китае

После назначения жизнь чиновника была весьма напряженной. Как правило, он был направлен в отдаленную провинцию на срок три года. И удаленность службы от места жительства, и ограниченный срок были важными мерами по предупреждению коррупции. Чиновник едет служить без родителей, так как после занятия поста мнение его семьи может противоречить мнению императора, а это дилемма для любого приверженца конфуцианской философии.

Работа в качестве должностного лица предполагала гарантированный доход, уважение общества, освобождение от призыва на военную службу. При уходе на пенсию полагался единовременный бонус, а в редких случаях могло выплачиваться и содержание.

Работа не была трудной, и должностное лицо имело достаточное количество времени для схоластических увлечений, таких как каллиграфия, поэзия или музыка. Руководящий принцип власти гласит, что если были сделаны правильные назначения, то вся система будет работать как часовой механизм, для поддержания которого не требуется больших усилий. Тем не менее, первые китайские гости из Европы были удивлены неустанной напряженной работой чиновников и политиков, которая контрастировала с непринужденной жизнью в Китае.

Если работа должностного лица порицалась императором, он терял занимаемый пост, а иногда и жизнь, но довольно часто император заменял смертный приговор на ссылку в отдаленные провинции, такие как Синьцзян или Хайнань. В конце периода изгнания император посылал разжалованному чиновнику кольцо. Если кольцо было целое, они были прощены и могли продолжить карьеру, если же это было сломанное кольцо, то их карьера подходила к концу.

Традиции, связанные с должностными лицами Древнего Китая

Этикет официальной жизни была весьма регламентирован. Чиновнику было положено средство передвижения, одежда и личная печать. Когда правитель шел по улице, слуга должен был бить в барабан или гонг, чтобы очистить дорогу. Количество ударов в барабан указывало ранг. Это позволяло выказать должное уважение окружающим. Более низкий государственный чиновник должен был остановиться и уступить дорогу для любого вышестоящего должностного лица. Выйдя из своих носилок для официального приветствия, чиновник мог скрыть свое лицо за веером.

Все должностные лица имели печать министерства. Печать императора была сделана из нефрита, печати наместников и провинциальных чиновников были овальными и изготовлялись из серебра, затем макались в цветной воск. Осуществляющие учет соли имели медные печати и использовали киноварь в качестве чернил. Чиновники использовали квадратные печати, а в периоды траура применялся синий воск. Все депеши и важные документы одобрялись чиновником. Потеря печати была очень серьезным преступлением, которое часто приводило к увольнению или понижению в должности из-за возможного мошеннического использования.

Во времена правления маньчжурской династии Цин среди чиновников существовал строгий дресс-код. А в конце девятнадцатого века был придуман обычай использовать павлиньи перья в качестве средства отличия для людей выдающихся заслуг. Почестей можно было лишиться за любые проступки в любое время.

Желтая верхняя куртка являлась еще одной привилегией, оказанной управленцам за большие заслуги, в частности, на военном поприще в конце эпохи Цин. Обычно только царская семья могла носить желтую одежду. Высокопоставленным чиновникам было позволено носить желтые шелковые одежды с синими рукавами даже в присутствии императора.

Категории: История

Комментарии закрыты